Цитаты со словом «общая»
И то и другое одновременно заколотили в гроб и снесли на погост, а какое иное право и какое иное раздолье выросли на этой
общей могиле — это вопрос особый.
Равнина, покрытая хвойным лесом и болотами, — таков был
общий вид нашего захолустья.
Одним словом, в
общей массе измученных людей был самым измученным.
Разумеется, у помещиков более зажиточных (между прочим, и у нас) усадьбы были обширнее, но
общий тип для всех существовал один и тот же.
Только одна усадьба сохранилась в моей памяти как исключение из
общего правила.
Ибо
общий уклад пошехонской дворянской жизни был везде одинаков, и разницу обусловливали лишь некоторые частные особенности, зависевшие от интимных качеств тех или других личностей.
Хотя в нашем доме было достаточно комнат, больших, светлых и с обильным содержанием воздуха, но это были комнаты парадные; дети же постоянно теснились: днем — в небольшой классной комнате, а ночью — в
общей детской, тоже маленькой, с низким потолком и в зимнее время вдобавок жарко натопленной.
Ни в характерах, ни в воспитании, ни в привычках супругов не было ничего
общего, и так как матушка была из Москвы привезена в деревню, в совершенно чуждую ей семью, то в первое время после женитьбы положение ее было до крайности беспомощное и приниженное.
Я, лично, рос отдельно от большинства братьев и сестер (старше меня было три брата и четыре сестры, причем между мною и моей предшественницей-сестрой было три года разницы) и потому менее других участвовал в
общей оргии битья, но, впрочем, когда и для меня подоспела пора ученья, то, на мое несчастье, приехала вышедшая из института старшая сестра, которая дралась с таким ожесточением, как будто мстила за прежде вытерпенные побои.
Об отцовском имении мы не поминали, потому что оно, сравнительно, представляло небольшую часть
общего достояния и притом всецело предназначалось старшему брату Порфирию (я в детстве его почти не знал, потому что он в это время воспитывался в московском университетском пансионе, а оттуда прямо поступил на службу); прочие же дети должны были ждать награды от матушки.
Караси были диковинные и по вкусу, и по величине, но ловля эта имела характер чисто хозяйственный и с природой не имела ничего
общего.
Даже голос постылого «балбеса» сливается в
общем хвалебном хоре — до такой степени все поражены цифрою три тысячи душ, которыми теперь владеют Затрапезные.
Но когда она вспомнила, что при таком обороте дела ей придется платить за меня в течение девяти лет по шестисот рублей ассигнациями в год, то испугалась. Высчитавши, что платежи эти составят, в
общей сложности, круглую сумму в пять тысяч четыреста рублей, она гневно щелкнула счетами и даже с негодованием отодвинула их от себя.
Почему все это меня интересовало, объяснить не могу, но, вероятно, тут оказывало свое действие
общее скопидомческое направление семьи.
Все в доме усердно молились, но главное значение молитвы полагалось не в сердечном просветлении, а в тех вещественных результатах, которые она, по
общему корыстному убеждению, приносила за собой.
И не потому, чтобы это содержание представляло собой обличение, а просто вследствие
общей низменности жизненного строя, который весь сосредоточивался около запросов утробы…
Дети ничего не знают о качествах экспериментов, которые над ними совершаются, — такова
общая формула детского существования. Они не выработали ничего своего,что могло бы дать отпор попыткам извратить их природу. Колея, по которой им предстоит идти, проложена произвольно и всего чаще представляет собой дело случая.
Мы называем их тетеньками, отец и матушка — сестрицами; отсюда
общая кличка: тетеньки-сестрицы.
Во всяком случае, имение отца и обеих сестер составляло нечто нераздельное, находившееся под
общим управлением, как было при дедушке Порфирье Григорьиче.
Участь тетенек-сестриц была решена. Условлено было, что сейчас после Покрова, когда по первым умолотам уже можно будет судить об
общем урожае озимого и ярового, семья переедет в Заболотье. Часть дворовых переведут туда же, а часть разместится в Малиновце по флигелям, и затем господский дом заколотят.
Сложилось два мнения: одно утверждало, что поступок Савельцева представляет собою один из видов превышения помещичьей власти; другое — что дело это заключает в себе преступление, подведомое
общим уголовным судам. Первое мнение одержало верх.
Любил щеголять и мучился тем, что неоднократно пытался попасть в
общую помещичью семью, но каждый раз, даже у мелкопоместных, встречал суровый отпор.
Торговая площадь не была разделена, и доходы с нее делились пропорционально между совладельцами. Каждый год, с
общего согласия, установлялась такса с возов, лавок, трактиров и кабака, причем торговать в улицах и в собственных усадьбах хотя и дозволялось, но под условием особенного и усиленного налога. При этих совещаниях матушке принадлежали две пятых голоса, а остальные три пятых — прочим совладельцам. Очевидно, она всегда оставалась в меньшинстве.
Во всяком случае, как только осмотрелась матушка в Заболотье, так тотчас же начала дело о размежевании, которое и вел однажды уже упомянутый Петр Дормидонтыч Могильцев. Но увы! — скажу здесь в скобках — ни она, ни наследники ее не увидели окончания этого дела, и только крестьянская реформа положила конец земельной сумятице, соединив крестьян в одну волость с
общим управлением и дав им возможность устроиться между собою по собственному разумению.
Причетники, впрочем, и в Заболотье были довольно бедны и постоянно подозревали попов в утайке
общих доходов, особливо во время славления.
Замечательно, что среди
общих симпатий, которые стяжал к себе Половников, один отец относился к нему не только равнодушно, но почти гадливо. Случайно встречаясь с ним, Федос обыкновенно подходил к нему «к ручке», но отец проворно прятал руки за спину и холодно произносил: «Ну, будь здоров! проходи, проходи!» Заочно он называл его не иначе как «кобылятником», уверял, что он поганый, потому что сырое кобылье мясо жрет, и нетерпеливо спрашивал матушку...
Дядина «сударка» служила предметом
общего негодования, точно так же как тощий капитал Александра Павлыча — предметом общих любостяжательных вожделений.
Брат Степан дал ему прозвище: «Гришка Отрепьев», за что хотя и получил от матушки щелчок в лоб, но, видимо, только для приличия, без гнева, так что прозвище даже вошло в
общее употребление.
«В случае чего, сейчас же гонца слать!» — таков был
общий лозунг.
Матушка тотчас же увела Настасью в свою спальню, где стоял самовар, особый от
общего, и разного рода лакомства.
За обедом дедушка сидит в кресле возле хозяйки. Матушка сама кладет ему на тарелку лучший кусок и затем выбирает такой же кусок и откладывает к сторонке, делая глазами движение, означающее, что этот кусок заповедный и предназначается Настасье. Происходит
общий разговор, в котором принимает участие и отец.
Дедушка вздыхает; настает минута
общего молчания.
— Пропасти на вас нет! — кричит из своего угла отец, которого покой беспрерывно возмущается
общей беготнею.
Один отец остается равнодушен к
общей кутерьме и ходит исправно в церковь ко всем службам.
Ради гостя и отец надел «хороший» сюртук, но он, очевидно, не принимал деятельного участия в
общем ожидании и выполнял только необходимую формальность.
— Ну, а вы как? службой своей довольны? — вступает в
общий разговор дядя.
Но не успела она докончить фразу, как жених уже встал с дивана и быстрыми шагами удаляется по направлению к передней.
Общее изумление.
Разговор делается
общим. Отец рассказывает, что в газетах пишут о какой-то необычной комете, которую ожидают в предстоящем лете; дядя сообщает, что во французского короля опять стреляли.
Разговор принимает довольно мирный характер. Затрогиваются по очереди все светские темы: вечера, театры, предстоящие катанья под Новинским, потом катанья, театры, вечера… Но матушка чувствует, что долго сдерживаться ей будет трудно, и потому частенько вмешивает в
общую беседу жалобы на нездоровье. Клещевинов убеждается, что время откланяться.
Прорывались в
общей массе и молодые люди, но это была уже такая мелкота, что матушка выражалась о них не иначе как: «саврас», «щелкопер», «гол как сокол» и т. д. В числе прочих и Обрящин не затруднился сделать предложение сестрице, что матушку даже обидело.
Напротив, из ежедневных разговоров матушки с старостой Федотом я вынес убеждение, что барщина в Малиновце отбывалась, как
общее правило, брат на брата и что случайно забранные у крестьян вперед дни зачитывались им впоследствии.
Ими, конечно, дорожили больше («дай ему плюху, а он тебе целую штуку материи испортит!»), но скорее на словах, чем на деле, так как основные порядки (пища, помещение и проч.) были установлены одни для всех, а следовательно, и они участвовали в
общей невзгоде наряду с прочими «дармоедами».
Хоть и следовало беспрекословно принимать всеи от всякогогосподина, но сквозь
общую ноту послушания все-таки просачивалась мысль, что и господа имеют известные обязанности относительно рабов и что те, которые эти обязанности выполняют, и в будущей жизни облегченье получат.
Перед собеседниками воочию восстановлялся прежний, тихий Малиновец, где всем было хорошо, всего довольно и все были связаны
общим желанием мира и любви.
Дальнейших последствий стычки эти не имели. Во-первых, не за что было ухватиться, а во-вторых, Аннушку ограждала
общая любовь дворовых. Нельзя же было вести ее на конюшню за то, что она учила рабов с благодарностью принимать от господ раны! Если бы в самом-то деле по ее сталось, тогда бы и разговор совсем другой был. Но то-то вот и есть: на словах: «повинуйтесь! да благодарите!» — а на деле… Держи карман! могут они что-нибудь чувствовать… хамы! Легонько его поучишь, а он уж зубы на тебя точит!
Несмотря, однако ж, на эти частые столкновения, в
общем Аннушка не могла пожаловаться на свою долю. Только под конец жизни судьба послала ей серьезное испытание: матушка и ее и тетенек вытеснила из Малиновца. Но так как я уже рассказал подробности этой катастрофы, то возвращаться к ней не считаю нужным.
Тут же, за обедом, брат Степан окрестил гостя Ванькой-Каином, и кличка эта так всем по вкусу пришлась, что с той же минуты вошла в
общий обиход. Тем не менее для Степана выдумка его не обошлась даром. Вечером, встретивши своего крестника, он с обычною непринужденностью спросил его...
Конон не отличался никакими особенными качествами, которые выделяли бы его из
общей массы дворовых, но так как в нем эта последняя нашла полное олицетворение своего сокровенного миросозерцания, то я считаю нелишним посвятить ему несколько страниц.
Даже из прислуги он ни с кем в разговоры не вступал, хотя ему почти вся дворня была родня. Иногда, проходя мимо кого-нибудь, вдруг остановится, словно вспомнить о чем-то хочет, но не вспомнит, вымолвит: «Здорово, тетка!» — и продолжает путь дальше. Впрочем, это никого не удивляло, потому что и на остальной дворне в громадном большинстве лежала та же печать молчания, обусловившая своего рода
общий modus vivendi, которому все бессознательно подчинялись.
Такова была
общая обмундировка мужской прислуги в нашем доме.
Цитаты из русской классики со словом «общая»
Ассоциации к слову «общая»
Предложения со словом «общий»
- А теперь, для лучшего закрепления материала, давайте с каждым из этих понятий разберёмся немного подробнее, найдём общие черты и различия, которые позволят лучше их запомнить.
- Но другой и даже более важной основой всех современных индусских индоевропейских языков стал общий язык ариев – санскрит.
- Четыре партнёра не могли найти общий язык друг с другом из-за отсутствия чёткого подробного договора и при этом пытались разрешить конфликт с помощью агрессивных юридических приёмов.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «общий»
Значение слова «общий»
О́БЩИЙ, -ая, -ее; общ, обща́, о́бще. 1. Относящийся ко всему, всем; распространяющийся на всех, всё; охватывающий всех, всё. Общие недостатки. Общее положение. Общее правило. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОБЩИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «общий»
- Революция проводит колоссальную селекцию, в общем-то, нелучшего человеческого материала. Скажем так — человеческой дряни. Она всплывает. В любом народе дряни немало…
- Если прошлое вспоминается «в общем и целом», оно, наверное, умерло или просто не имеет цены. Лишь детали воссоздают картину. Порой неожиданные, когда-то казавшиеся смешными…
- В механизме рождения мысли и рождения самой жизни есть что-то общее.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно