Цитаты со словом «крестьянин»
Тем не меньше по части помещиков и здесь было людно (селений, в которых жили так называемые экономические
крестьяне, почти совсем не было).
Зато непосильною барщиной мелкопоместный
крестьянин до того изнурялся, что даже по наружному виду можно было сразу отличить его в толпе других крестьян.
Помню только больших кряковных уток, которыми от времени до времени, чуть не задаром, оделял всю округу единственный в этой местности ружейный охотник, экономический
крестьянин Лука.
Обыкновенно они устраивались среди деревни, чтоб было сподручнее наблюдать за
крестьянами; сверх того, место для постройки выбиралось непременно в лощинке, чтоб было теплее зимой.
Но и ее, и крутобедрого француза
крестьяне любили за то, что они вели себя по-дворянски.
Иногда, не дождавшись разрешения от бремени, виновную (как тогда говорили: «с кузовом») выдавали за
крестьянина дальней деревни, непременно за бедного, и притом вдовца с большим семейством.
Наш поп был полуграмотный, выслужившийся из дьячков; это был домовитый и честный старик, который пахал, косил, жал и молотил наряду со всеми
крестьянами.
Напротив, поступки мамаши, по отношению к
крестьянам, встречают их безусловное одобрение.
В самую страдную пору они рассылали пешком
крестьян по церквам и монастырям, с кутьею и поминальными книжками или с подводами, нагруженными провизией, которая предназначалась разным богомолам, пользовавшимся их почитанием.
Эти поездки могли бы, в хозяйственном смысле, считаться полезными, потому что хоть в это время можно было бы управиться с работами, но своеобычные старухи и заочно не угомонялись, беспрерывно требуя присылки подвод с провизией, так что, не будучи в собственном смысле слова жестокими, они до такой степени в короткое время изнурили
крестьян, что последние считались самыми бедными в целом уезде.
Имение было малоземельное, но оброк с
крестьян получался исправно.
Имение мужа выгоднее, потому что там люди поголовно поверстаны в дворовые, работают на барщине ежедневно, а она своих
крестьян не успела в дворовые перечислить, предводитель попрепятствовал, пригрозил дело завести.
Жестоким его нельзя было назвать, но он был необыкновенно изобретателен на выдумки по части отягощения
крестьян (про него говорили, что он не мучит, а тигосит).
Хотя земли у него было немного, всего десятин пятьсот (тут и леску, и болотца, и песочку), но он как-то ухитрялся отыскивать «занятия», так что
крестьяне его почти не сходили с барщины.
Пользуясь бесконтрольностью помещичьей власти, чтоб «тигосить»
крестьян, Абрам Семеныч в то же время был до омерзительности мелочен и блудлив.
Воровал по ночам у
крестьян в огородах овощи, загонял крестьянских кур, заставлял своих подручных украдкой стричь крестьянских овец, выдаивать коров и т. д.
Случалось, что
крестьяне ловили его с поличным, а ночью даже слегка бивали, но он на это не претендовал.
Воспользовавшись одною из народных переписей, он всех
крестьян перечислил в дворовые.
Крестьяне вздумали было жаловаться и даже отказывались работать, но очень скоро были усмирены простыми полицейскими мерами.
Соседи не то иронически, не то с завистью говорили: «Вот так молодец! какую штуку удрал!» Но никто пальцем об палец не ударил, чтоб помочь
крестьянам, ссылаясь на то, что подобные операции законом не воспрещались.
Хозяйство Савельцевых окончательно процвело. Обездолив
крестьян, старик обработывал уже значительное количество земли, и доходы его росли с каждым годом. Смотря на него, и соседи стали задумываться, а многие начали даже ездить к нему под предлогом поучиться, а в сущности — в надежде занять денег. Но Абрам Семеныч, несмотря на предлагаемый высокий процент, наотрез всем отказывал.
Сравнительно в усадьбе Савельцевых установилась тишина. И дворовые и
крестьяне прислушивались к слухам о фазисах, через которые проходило Улитино дело, но прислушивались безмолвно, терпели и не жаловались на новые притеснения. Вероятно, они понимали, что ежели будут мозолить начальству глаза, то этим только заслужат репутацию беспокойных и дадут повод для оправдания подобных неистовств.
Не меньшую гордость
крестьян составляло и несколько каменных домов, выделявшихся по местам из ряда обыкновенных изб, большею частью ветхих и черных.
Школы в селе не было, но большинство
крестьян было грамотное или, лучше сказать, полуграмотное, так как между крестьянами преобладал трактирный промысел. Умели написать на клочке загаженной бумаги: «силетка адна, чаю порц: адна ище порц.: румка вотки две румки три румки вичина» и т. д. Далее этого местное просвещение не шло.
Сначала шли дворы богатых
крестьян, потом средних и, наконец, бедных, хотя бы эти дворы находились в отдалении друг от друга.
Случалось, например, что три двора, выстроенные рядом, принадлежали троим владельцам, состояли каждый на своем положении, платили разные оброки, и жильцы их не могли родниться между собой иначе, как с помощью особой процедуры, которая была обязательна для всех вообще разнопоместных
крестьян.
Несмотря на свою громадную память, она очень немногих из своих
крестьян — преимущественно из богатых — знала в лицо.
Но этого мало: даже собственные
крестьяне некоторое время не допускали ее лично до распоряжений по торговой площади. До перехода в ее владение они точно так же, как и крестьяне других частей, ежегодно посылали выборных, которые сообща и установляли на весь год площадный обиход. Сохранения этого порядка они домогались и теперь, так что матушке немалых усилий стоило, чтобы одержать победу над крестьянской вольницей и осуществить свое помещичье право.
Во всяком случае, как только осмотрелась матушка в Заболотье, так тотчас же начала дело о размежевании, которое и вел однажды уже упомянутый Петр Дормидонтыч Могильцев. Но увы! — скажу здесь в скобках — ни она, ни наследники ее не увидели окончания этого дела, и только крестьянская реформа положила конец земельной сумятице, соединив
крестьян в одну волость с общим управлением и дав им возможность устроиться между собою по собственному разумению.
Но большинство
крестьян было бедное, существовало впроголодь, ютилось в ветхих, еле живых клетушках и всецело находилось под пятой у богатеев.
Оказывалось, что это говорил заболотский
крестьянин, видевший меня еще ребенком и каким-то родом спознавший и теперь.
Но деревни были у села в загоне; в площадных доходах, например, не принимали участия; деревенские
крестьяне почти никогда не выбирались в вотчинные должности и даже в церкви по праздникам стояли позади, оттесняемые щеголеватым сельским людом.
Бывало две обедни: ранняя в кладбищенской церкви, поздняя — в сельской, которую
крестьяне называли собором.
Священники поражали своим благообразием и сытостью, что очень редко можно было встретить в церквах, где прихожанами были барщинские
крестьяне.
И непременно нараспев.] так что трудно было понять, и это особенно нравилось
крестьянам.
Жили они чисто и зажиточно, никакой земледельческой работой лично не занимались; некоторые держали работников, а большинство отдавало свои земельные участки в кортому
крестьянам.
И вотчинные власти, и богатые
крестьяне обращались к нему за советом в своих затруднениях, хотя знали, что совесть у него и направо и налево глядит и что он готов одновременно служить и вашим и нашим.
Знал положение каждого сколько-нибудь незаурядного
крестьянина, а о земельной неурядице, опутывавшей совладельцев, имел гораздо более ясное представление, нежели сами владельцы и их вотчинные поверенные.
— То-то; я дурного не посоветую. Вот в Поздеевой пустоши клочок-то, об котором намеднись я говорил, — в старину он наш был, а теперь им графские
крестьяне уж десять лет владеют. А земля там хорошая, трава во какая растет!
Довольно часто по вечерам матушку приглашали богатые
крестьяне чайку испить, заедочков покушать. В этих случаях я был ее неизменным спутником. Матушка, так сказать, по природе льнула к капиталу и потому была очень ласкова с заболотскими богатеями. Некоторым она даже давала деньги для оборотов, конечно, за высокие проценты. С течением времени, когда она окончательно оперилась, это составило тоже значительную статью дохода.
Разговор шел деловой: о торгах, о подрядах, о ценах на товары. Некоторые из
крестьян поставляли в казну полотна, кожи, солдатское сукно и проч. и рассказывали, на какие нужно подниматься фортели, чтоб подряд исправно сошел с рук. Время проходило довольно оживленно, только душно в комнате было, потому что вся семья хозяйская считала долгом присутствовать при приеме. Даже на улице скоплялась перед окнами значительная толпа любопытных.
В числе
крестьян заболотской вотчины, перешедших в собственность матушки, был один, по фамилии Бодрецов, которого называли «барином».
Действительно, у него было собственных пятьдесят душ
крестьян, купленных на имя прежнего владельца.
На жалобах этих помещик писал: «Сии
крестьяне суть собственность Бодрецова, а собственность для меня священна».
Когда имение было куплено матушкой, она с
крестьянами Бодрецова поступила на законном основании, то есть осуществила свое помещичье право на них de facto.]
— Нет, башкиры. Башкиро-мещеряцкое войско такое есть; как завладели спервоначалу землей, так и теперь она считается ихняя. Границ нет, межеванья отроду не бывало; сколько глазом ни окинешь — все башкирам принадлежит. В последнее, впрочем, время и помещики, которые поумнее, заглядывать в ту сторону стали. Сколько уж участков к ним отошло; поселят
крестьян, да хозяйство и разводят.
Матушка даже повернулась на стуле при одной мысли, как бы оно хорошо вышло. Некоторое время она молчала; вероятно, в голове ее уже роились мечты. Купить земли — да побольше — да
крестьян без земли на своз душ пятьсот, тоже недорого, от сорока до пятидесяти рублей за душу, да и поселить их там. Земля-то новая — сколько она приплода даст! Лошадей развести, овец…
— Тебя не съест, у тебя надёжа хорошая. Хорошо ты одумала, что мужичком занялась.
Крестьянин — он не выдаст. Хоть из-под земли, да на оброк денег достанет. За крестьянами-то у тебя все равно, что в ламбарте, денежки лежат.
В Москве у матушки был свой крепостной фактотум,
крестьянин Силантий Стрелков, который заведовал всеми ее делами: наблюдал за крестьянами и дворовыми, ходившими по оброку, взыскивал с них дани, ходил по присутственным местам за справками, вносил деньги в опекунский совет, покупал для деревни провизию и проч.
Крестьянам при крепостном праве дышалось гораздо легче, нежели дворовым.
Неточные совпадения
Ради говельщиков-крестьян (господа и вся дворня говели на страстной неделе, а отец с тетками, сверх того, на первой и на четвертой), в церкви каждый день совершались службы, а это, в свою очередь, тоже напоминало ежели не о покаянии, то о сдержанности.
Цитаты из русской классики со словом «крестьянин»
Не раз, сравнивая положение землевладельца с владельцем крепостных, Нехлюдов приравнивал отдачу земли
крестьянам, вместо обработки ее работниками, к тому, что делали рабовладельцы, переводя
крестьян с барщины на оброк.
У тебя
крестьяне затем, чтобы ты им покровительствовал в их крестьянском быту.
— Пашущий
крестьянин принадлежит, конечно, помещику, которой оброку с него не берет.
И себя и
крестьян разделил дорогою: по одну сторону дороги — его земля (пахотная), по другую — надельная; по одну сторону — его усадьба, по другую — крестьянский порядок.
Одно имение его в триста душ
крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Ассоциации к слову «крестьянин»
Синонимы к слову «крестьянин»
Предложения со словом «крестьянин»
- Ощущается острая нехватка рабочих и ими, частично, становятся русские крепостные крестьяне отданные в аренду фабрикантам помещиками соседних губерний.
- Противник в лице казачьих партий и местных крестьян стал спиливать верстовые столбы вдоль дороги, таким необычным образом вредя подходившему врагу.
- Ни гонения, ни запугивания не сломили простых русских крестьян.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «крестьянин»
Каким бывает «крестьянин»
Значение слова «крестьянин»
КРЕСТЬЯ́НИН, -а, мн. -я́не, -я́н, м. 1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КРЕСТЬЯНИН
Афоризмы русских писателей со словом «крестьянин»
- Крестьяне, которые больше всего трудятся, не употребляют слова"труд".
- Крестьянин имеет переменную душу от погоды, природы, от ветров и потоков.
- Есть правда факта и есть правда эпохи. Сталинские лагеря, разорение крестьян, скудная жизнь рабочих, коммунальные квартиры, очереди, повальное пьянство, презрение людей к официальной идеологии, все это — правда факта.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно