Сказать ли всю истину: по секрету, он даже заготовил на имя известного нашего географа, К. И. Арсеньева, довольно странную резолюцию:"Предоставляется вашему благородию, — писал он, — на будущее время известную вам Византию во всех
учебниках географии числить тако...
Он поехал по Саймскому каналу, побывал в Котке, Гельсингфорсе, Або и почти месяц приятно плутал «туда-сюда» по удивительной стране, до этого знакомой ему лишь из гимназического
учебника географии да по какой-то книжке, из которой в памяти уцелела фраза:
Я теперь не сумею даже припомнить, какое дело или какой каприз судьбы забросили меня на целую зиму в этот маленький северный русский городишко, о котором
учебники географии говорят кратко: «уездный город такой-то», не приводя о нем никаких дальнейших сведений.
В
учебниках географии ничего не говорилось об этом пункте, на картах его совсем не было, а показания современников расходились: дьячок Матвеич, страстный охотник, руководивший нами при первых опытах охоты, говорил одно, а туляк Емелька, тоже знаменитый охотник, друг и приятель Матвеича, говорил другое.
Неточные совпадения
Кроме урочных занятий, которые мне почти никаких усилий не стоили, я, по собственному почину, перечитывал оставшиеся после старших детей
учебники и скоро почти знал наизусть «Краткую всеобщую историю» Кайданова, «Краткую
географию» Иванского и проч.
Но когда добрая женщина, желая сразу убить двух зайцев, заставила меня изучать
географию по французскому
учебнику, то мой детский мозг решительно запротестовал.
Из того, что я учил и кто учил, осталось в памяти мало хорошего. Только историк и географ Николай Яковлевич Соболев был яркой звездочкой в мертвом пространстве. Он учил шутя и требовал, чтобы ученики не покупали пособий и
учебников, а слушали его. И все великолепно знали историю и
географию:
Профессор говорил: «Что делать с тупоумным учеником, который на экзамене отвечает слово в слово по скверному
учебнику?» А ему отвечали: «Что же делать ученику, ежели профессора и вообще знающие люди презирают составление
учебников и предоставляют это дело какому-нибудь г. Зуеву?» Профессор говорил: «Если ученик не знает
географии, то, читая, например, историю, не могу же я замечать ему, что Лион находится во Франции, а Тибр течет в Италии…» А ему отвечали: «Отчего же бы и нет?