Цитаты со словом «крестьянин»
— Это
Крестьян Иваныча! — отвечает ямщик, — он тут рощу у помещика купил. Вон он, лес-то! Ишь сколько повалил! Словно город, костров-то наставил!
— Кто же этот
Крестьян Иваныч?
— Пустое дело. Почесть что задаром купил. Иван Матвеич, помещик тут был, господин Сибиряков прозывался. Крестьян-то он в казну отдал. Остался у него лесок — сам-то он в него не заглядывал, а лесок ничего, хоть на какую угодно стройку гож! — да болотце десятин с сорок. Ну, он и говорит, Матвей-то Иваныч: «Где мне, говорит, с этим дерьмом возжаться!» Взял да и продал
Крестьян Иванычу за бесценок. Владай!
— Отчего же свои
крестьяне не купили, коли дешево?
— А
крестьяне покудова проклажались, покудова что… Да и засилья настоящего у мужиков нет: всё в рассрочку да в годы — жди тут! А Крестьян Иваныч — настоящий человек! вероятный! Он тебе вынул бумажник, отсчитал денежки — поезжай на все четыре стороны! Хошь — в Москве, хошь — в Питере, хошь — на теплых водах живи! Болотце-то вот, которое просто в придачу, задаром пошло, Крестьян Иваныч нынче высушил да засеял — такая ли трава расчудесная пошла, что теперича этому болотцу и цены по нашему месту нет!
— Однако этот
Крестьян Иваныч, если в засилье взойдет, он у вас скоро с лесами-то порешит!
— Это ты насчет того, что ли, что лесов-то не будет? Нет, за им без опаски насчет этого жить можно. Потому, он умный. Наш русский — купец или помещик — это так. Этому дай в руки топор, он все безо времени сделает. Или с весны рощу валить станет, или скотину по вырубке пустит, или под покос отдавать зачнет, — ну, и останутся на том месте одни пеньки. А
Крестьян Иваныч — тот с умом. У него, смотри, какой лес на этом самом месте лет через сорок вырастет!
— А та и крайность, что ничего не поделаешь. Павел-то Павлыч, покудова у него крепостные были, тоже с умом был, а как отошли, значит,
крестьяне в казну — он и узнал себя. Остались у него от надела клочочки — сам оставил: всё получше, с леском, местечки себе выбирал — ну, и не соберет их. Помаялся, помаялся — и бросил. А Сибирян эти клочочки все к месту пристроит.
Намеднись я с
Крестьян Иванычем в Высоково на базар ездил, так он мне: «Как это вы, русские, лошадей своих так калечите? говорит, — неужто ж, говорит, ты не понимаешь, что лошадь твоя тебе хлеб дает?» Ну, а нам как этого не понимать?
— Известно, понимаем. Я вот тоже Крестьяну-то Иванычу и говорю: «А тебя,
Крестьян Иваныч, по зубам-то, верно, не чищивали?» — «Нет, говорит, не чищивали». — «Ну, а нас, говорю, чистили. Только и всего». Эй, вы, колелые!
Придет
Крестьян Иваныч — и таких представит индеек, что сам Иван Федорович Шпонька — и тот залюбуется ими!
— Занимаются они, по большей части, неблагонамеренностями, откуда происходит и самое название: «неблагонамеренный». В частности же, не по-дворянски себя ведут. Так, например, помещик Анпетов пригласил нескольких
крестьян, поселил их вместе с собою, принял их образ жизни (только он Лаферма папиросы курит, а они тютюн), и сам наравне с ними обрабатывает землю.
— Прямого разговору, собственно, с ними не было, а от
крестьян довольно-таки наслышан.
У здешних
крестьян, позвольте вам доложить, издавна такой обычай: ненастье ли продолжительное, засуха ли — лекарство у них на этот счет одно: молебствие.
— Могу свидетельствовать, и не токмо сам, но и других достоверных свидетелей представить могу. Хоша бы из тех же совращенных господином Парначевым
крестьян. Потому, мужик хотя и охотно склоняет свой слух к зловредным учениям и превратным толкованиям, однако он и не без раскаяния. Особливо ежели видит, что начальство требует от него чистосердечного сознания.
Стою, это, в дверях и вижу только одно: что у них сидит наш
крестьянин Лука Прохоров, по замечанию моему, самый то есть злейший бунтовщик.
— Они не пашут — это действительно-с. Только, осмелюсь вам доложить, большая от них смута промежду черняди идет-с! Такая смута! такая смута! И ежели теперича, примерно, хоть между
крестьян… или даже между господ помещиков, которые из молодых-с… маленечко, значит, позамялось, — так это именно их, господина Парначева, дело-с.
— Всё-с, ваше высокородие! Словом сказать, всё-с. Хоша бы, например, артели, кассы… когда ж это видано? Прежде, всякий, ваше высокородие, при своем деле состоял-с: господин на службе был, купец торговал,
крестьянин, значит, на господина работал-с… А нынче, можно сказать, с этими кассами да с училищами, да с артелями вся чернядь в гору пошла!
— Хотелось бы.
Крестьяне на выкупе, земля — обрезки кое-какие остались; не к рукам мне, Осип Иваныч!
— Ну, кроме вас, и
крестьяне, может быть, пожелают приобрести.
—
Крестьяне? крестьянину, сударь, дани платить надо, а не о приобретении думать. Это не нами заведено, не нами и кончится. Всем он дань несет; не только казне-матушке, а и мне, и тебе, хоть мы и не замечаем того. Так ему свыше прописано. И по моему слабому разуму, ежели человек бедный, так чем меньше у него, тем даже лучше. Лишней обузы нет.
— Да уж не рассердили ли вас чем-нибудь
крестьяне, что вы от лишней обузы облегчить их хотите? — спросил я.
— И земля не бессудная, и резону не платить нет, а только ведь и деньга защитника любит. Нет у нее радетеля — она промеж пальцев прошла! есть радетель — она и сама собой в кармане запутается. Ну, положим, рассрочил ты
крестьянам уплату на десять лет… примерно, хоть по полторы тысячи в год…
Ежели, бы я, например, и совсем за землей не смотрел, так у меня
крестьянин синь пороха не украдет.
— Забеги, как из Чемезова в обратный поедешь! И с
крестьянами коли насчёт земли не поладишь — только слово шепни — Дерунов купит! Только что уж в ту пору я пяти тысяч не дам! Ау, брат! Ты с первого слова не взял, а я со второго слова — не дам!
Вот, например, я давеча насчет бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками
крестьян за то только, что они хлеб по шести гривен отдать не соглашались!
"Проявился в моем стане купец 1-й гильдии Осип Иванов Дерунов, который собственности не чтит и в действиях своих по сему предмету представляется не без опасности. Искусственными мерами понижает он на базарах цену на хлеб и тем вынуждает местных
крестьян сбывать свои продукты за бесценок. И даже на днях, встретив чемезовского помещика (имярек), наглыми и бесстыжими способами вынуждал оного продать ему свое имение за самую ничтожную цену.
— Не лучше ли
крестьянам предложить?
— Что ж, и
крестьянам… тоже с удовольствием…
В этом роде мы еще с четверть часа поговорили, и все настоящего разговора у нас не было. Ничего не поймешь. Хороша ли цена Дерунова? — "знамо хороша, коли сам дает". Выстоят ли
крестьяне, если им землю продать? — "знамо, выстоят, а може, и не придется выстоять, коли-ежели…"
—
Крестьян, говорят, шибко притесняет?
Крестьян, разумеется, выселить за старый парк и плодовый сад.
Одно только обстоятельство заставляло генерала задуматься: в то время уже сильно начали ходить слухи об освобождении
крестьян. Но Петенька, который, посещая в Петербурге танцклассы, был, как говорится, au courant de toutes les choses, [в курсе всех дел (франц.)] удостоверил его, что никакого освобождения не будет, а будет «только так».
Как ни усердствовали
крестьяне, как ни старались сельские начальники, но к концу осени окрестности будущего chateau представляли собою скорее картину недавнего геологического переворота, нежели что-нибудь с чем-нибудь сообразное; даже ямы, свидетельствовавшие о пребывании в этом месте крестьянских дворов и гумен, не были заровнены.
Приехавши из губернского города в Воплино, Утробин двое суток сряду проспал непробудным сном. Проснувшись, он увидел на столе письмо от сына, который тоже извещал о предстоящей катастрофе и писал:"Самое лучшее теперь, милый папаша, — это переселить
крестьян на неудобную землю, вроде песков: так, по крайней мере, все дальновидные люди здесь думают".
Но в январе 1858 года отовсюду посыпались адресы, а следующим летом уже было приступлено к выборам членов комитета об улучшении быта
крестьян, и генерал был в числе двоих, избранных за К—ий уезд.
Тем не менее на глазах генерала работа по возведению новой усадьбы шла настолько успешно, что он мог уже в июле перейти в новый, хотя далеко еще не отделанный дом и сломать старый. Но в августе он должен был переселиться в губернский город, чтобы принять участие в работах комитета, и дело по устройству усадьбы замялось. Иону и Агнушку генерал взял с собой, а староста, на которого было возложено приведение в исполнение генеральских планов, на все заочные понуждения отвечал, что
крестьяне к труду охладели.
В первое время генералу было, впрочем, не до усадьбы: он наблюдал, кто из
крестьян ломает перед ним шапку и кто не ломает.
Со времени освобождения
крестьян Иона несколько раз нагрубил генералу, а раза два даже позволил себе явиться к нему"не в своем виде".
Крестьянину, значит, отопиться нужно — где он возьмет?
Он из первых покончил с
крестьянами выкупною сделкой, что, впрочем, доставило ему больше радости, нежели материальных выгод.
— Ну, вот видишь ли!.. Значит, и простой народ…
крестьяне… как они на эти поступки смотрят?
С освобождением
крестьян помещиками овладело какое-то страстное желание ликвидировать.
Лесом исключительно и притом беспошлинно пользовались крепостные
крестьяне, которые курили смолу, сидели деготь, делали кадки, чашки, ложки и другой щепной товар.
Теперь въезд в помещичий лес
крестьянам возбранен, лесной промысел пал, и, конечно, надолго остался бы лес мертвым капиталом и для помещиков, и для края, если б на выручку не подоспели железные дороги, которые значительно приблизили пункты сбыта.
Помещик зря продал лес; купец зря срубил его;
крестьянин зря выпустил на порубку стадо.
— Да не поймешь его. Сначала куда как сердит был и суды-то треклял:"какие, говорит, это праведные суды, это притоны разбойничьи!" — а нынче, слышь, надеяться начал. Все около своих бывших
крестьян похаживает, лаской их донять хочет, литки с ними пьет."Мы, говорит, все нынче на равной линии стоим; я вас не замаю, и вы меня не замайте". Все, значит, насчет потрав просит, чтоб потрав у него не делали.
— Ну, и что ж
крестьяне… чувствуют?
— А знаешь, ведь нас учат, что нигде не так крепко насчет собственности, как между
крестьянами!
Григорий Александрыч обездоливает
крестьян; Хрисашка обездоливает Григория Александрыча; пропоец, из-за рюмки водки, обездоливает целую деревню; мещанин-мясник, из-за грошового барыша, обездоливает целую Палестину… Никому ничего не жаль, никто не заглядывает вперед, всякий ищет, как бы сорвать сейчас, сию минуту, и потом… потом и самому, пожалуй, вылететь в трубу.
Неточные совпадения
— Вот Дерунов говорит, что крестьянам-то подати впору платить!
— Чай, судится с крестьянами-то?
Цитаты из русской классики со словом «крестьянин»
Не раз, сравнивая положение землевладельца с владельцем крепостных, Нехлюдов приравнивал отдачу земли
крестьянам, вместо обработки ее работниками, к тому, что делали рабовладельцы, переводя
крестьян с барщины на оброк.
У тебя
крестьяне затем, чтобы ты им покровительствовал в их крестьянском быту.
— Пашущий
крестьянин принадлежит, конечно, помещику, которой оброку с него не берет.
И себя и
крестьян разделил дорогою: по одну сторону дороги — его земля (пахотная), по другую — надельная; по одну сторону — его усадьба, по другую — крестьянский порядок.
Одно имение его в триста душ
крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Ассоциации к слову «крестьянин»
Синонимы к слову «крестьянин»
Предложения со словом «крестьянин»
- Ощущается острая нехватка рабочих и ими, частично, становятся русские крепостные крестьяне отданные в аренду фабрикантам помещиками соседних губерний.
- Противник в лице казачьих партий и местных крестьян стал спиливать верстовые столбы вдоль дороги, таким необычным образом вредя подходившему врагу.
- Ни гонения, ни запугивания не сломили простых русских крестьян.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «крестьянин»
Каким бывает «крестьянин»
Значение слова «крестьянин»
КРЕСТЬЯ́НИН, -а, мн. -я́не, -я́н, м. 1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КРЕСТЬЯНИН
Афоризмы русских писателей со словом «крестьянин»
- Крестьяне, которые больше всего трудятся, не употребляют слова"труд".
- Крестьянин имеет переменную душу от погоды, природы, от ветров и потоков.
- Есть правда факта и есть правда эпохи. Сталинские лагеря, разорение крестьян, скудная жизнь рабочих, коммунальные квартиры, очереди, повальное пьянство, презрение людей к официальной идеологии, все это — правда факта.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно