Цитаты со словом «слепые»
Может быть, впрочем, это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился
слепым.
Семейство, в котором родился
слепой мальчик, было немногочисленно.
Пока дядя Максим с холодным мужеством обсуждал эту жгучую мысль, соображая и сопоставляя доводы за и против, перед его глазами стало мелькать новое существо, которому судьба судила явиться на свет уже инвалидом. Сначала он не обращал внимания на
слепого ребенка, но потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима.
А между тем при всяком взгляде на
слепого мальчика сердце матери сжималось от острой боли.
Присутствие в доме
слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление. Он все так же просиживал целые часы, дымя трубкой, но в глазах, вместо глубокой и тупой боли, виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя. И чем более присматривался дядя Максим, тем чаще хмурились его густые брови, и он все усиленнее пыхтел своею трубкой. Наконец однажды он решился на вмешательство.
Когда испуганное насекомое снималось с места и улетало, на лице
слепого являлось выражение болезненного недоумения.
Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку
слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления. На лице застывало особенное внимание к звукам: нижняя челюсть слегка оттягивалась вперед на тонкой и удлинившейся шее. Брови приобретали особенную подвижность, а красивые, но неподвижные глаза придавали лицу слепого какой-то суровый и вместе трогательный отпечаток.
Для
слепого мальчика она врывалась в комнату только своим торопливым шумом.
Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для
слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон не изведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.
И дяде Максиму казалось, что он призван к тому, чтобы развить присущие мальчику задатки, чтоб усилием своей мысли и своего влияния уравновесить несправедливость
слепой судьбы, чтобы вместо себя поставить в ряды бойцов за дело жизни нового рекрута, на которого без его влияния никто не мог бы рассчитывать.
И каждый раз, как на лице
слепого являлось тревожное выражение, мать объясняла ему поражавшие его звуки.
Лицо
слепого становилось спокойнее.
Великая и могучая природа не оставалась для
слепого совершенно закрытою.
Даль звучала в его ушах смутно замиравшею песней; когда же по небу гулко перекатывался весенний гром, заполняя собой пространство и с сердитым рокотом теряясь за тучами,
слепой мальчик прислушивался к этому рокоту с благоговейным испугом, и сердце его расширялось, а в голове возникало величавое представление о просторе поднебесных высот.
По временам, в жаркий полдень, когда вокруг все смолкало, когда затихало людское движение и в природе устанавливалась та особенная тишина, под которой чуется только непрерывный, бесшумный бег жизненной силы, на лице
слепого мальчика являлось характерное выражение.
Кто смотрел на него, как он уверенно выступал в комнатах, поворачивая именно там, где надо, и свободно разыскивая нужные ему предметы, тот мог бы подумать, если это был незнакомый человек, что перед ним не
слепой, а только странно сосредоточенный ребенок с задумчивыми и глядевшими в неопределенную даль глазами.
Но тотчас же скользнувший в открытые ворота конюшни луч месяца показал ему, что он ошибся. У его койки стоял
слепой панич и жадно тянулся к нему своими ручонками.
И теперь трудно было иностранному пришельцу бороться с простою местною дудкой, потому что она явилась
слепому мальчику в тихий час дремоты, среди таинственного вечернего шороха, под шелест засыпавших буков, в сопровождении всей родственной украинской природы.
Разве это не чувство, не жгучее чувство любви к ее обездоленному,
слепому ребенку, который убегает от нее к Иохиму и которому она не умеет доставить такого же живого наслаждения?
Лицо
слепого, вместе с напряженным вниманием, выражало удовольствие; он, видимо, любовался каждым отдельным тоном, и уже в этой чуткой внимательности к элементарным звукам, составным частям будущей мелодии, сказывались задатки артиста.
Но при этом казалось, что
слепой придавал еще какие-то особенные свойства каждому звуку: когда из-под его руки вылетала веселая и яркая нота высокого регистра, он подымал оживленное лицо, будто провожая кверху эту звонкую летучую ноту. Наоборот, при густом, чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял ухо; ему казалось, что этот тяжелый тон должен непременно низко раскатиться над землею, рассыпаясь по полу и теряясь в дальних углах.
Он,
слепой, будет собирать сотни разряженных франтов и барынь, будет им разыгрывать разные там… вальсы и ноктюрны (правду сказать, дальше этих „вальсов“ и „ноктюрнов“ не шли музыкальные познания Максима), а они будут утирать слезы платочками.
Он забыл, что древние баяны, что украинские кобзари и бандуристы были по большей части
слепые!
Когда же песня переходила к тому, что делается под горой, воображение
слепого слушателя тотчас же удаляло его от вершин в долину…
Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима,
слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты.
Мать сначала не могла себе представить, чтоб ее
слепой ребенок мог ездить верхом, и она называла затею брата чистым безумием.
Теперь впечатления слуха окончательно получили в жизни
слепого преобладающее значение, звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы.
Максим пользовался им, чтобы знакомить мальчика с историей его страны, и вся она прошла перед воображением
слепого, сплетенная из звуков.
Умелые уроки Максима (которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения
слепых) очень нравились мальчику.
Деревенские мальчики, которых приглашали в усадьбу, дичились и не могли свободно развернуться. Кроме непривычной обстановки, их немало смущала также и слепота «панича». Они пугливо посматривали на него и, сбившись в кучу, молчали или робко перешептывались друг с другом. Когда же детей оставляли одних в саду или в поле, они становились развязнее и затевали игры, но при этом оказывалось, что
слепой как-то оставался в стороне и грустно прислушивался к веселой возне товарищей.
Слепой слушал их с большим вниманием и интересом, но сам смеялся редко.
Это обстоятельство не помешало, однако, супружескому счастью, и плодом этой поздней любви явилась единственная дочь, которая была почти ровесницей
слепому мальчику.
Слепой не любил, когда нарушали его одиночество. Поэтому он ответил на вопрос не особенно любезным тоном...
Звуки этого спокойного детского голоса приятно действовали на слух
слепого; тем не менее, он ответил в прежнем тоне...
Этот простой вопрос больно отозвался в сердце
слепого. Он ничего не ответил, и только его руки, которыми он упирался в землю, как-то судорожно схватились за траву. Но разговор уже начался, и девочка, все стоя на том же месте и занимаясь своим букетом, опять спросила...
— Я не странный, — ответил мальчик с жалобною гримасой. — Нет, я не странный… Я… я —
слепой!
С реки потянуло прохладой, и тихий мир наступающего вечера отразился на лице
слепого, он сидел с опущенною головой, видимо, удивленный этим выражением горячего сочувствия.
— Знаешь, — заговорил
слепой с некоторым оживлением, — я ведь чувствую солнце и знаю, когда оно закатилось.
— Это хорошо. Разве можно бить
слепого мальчика? Это было бы грешно.
— Это у вас есть
слепой мальчик?.. Да?
— Это хорошо, что вы не бьете
слепого мальчика. Он мне говорил.
Совместное обучение оказалось очень полезным для обоих. Петрусь шел, конечно, впереди, но это не исключало некоторого соревнования. Кроме того, он помогал ей часто выучивать уроки, а она находила иногда очень удачные приемы, чтобы объяснить мальчику что-либо труднопонятное для него,
слепого. Кроме того, ее общество вносило в его занятия нечто своеобразное, придавало его умственной работе особый тон приятного возбуждения.
Маленькая знакомка Петра представляла в себе все черты этого типа, который редко вырабатывается жизнью и воспитанием; он, как талант, как гений, дается в удел избранным натурам и проявляется рано. Мать
слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе. Понимал это и старый Максим, которому казалось, что теперь у его питомца есть все, чего ему еще недоставало, что теперь душевное развитие слепого пойдет тихим и ровным, ничем не смущаемым ходом…
Чуть не каждая неделя приносила с собой что-нибудь новое, по временам совершенно неожиданное по отношению к
слепому, и когда Максим старался найти источники иной новой идеи или нового представления, появлявшихся у ребенка, то ему приходилось теряться.
Эти толчки природы, ее даровые откровения, казалось, доставляли ребенку такие представления, которые не могли быть приобретены личным опытом
слепого, и Максим угадывал здесь неразрывную связь жизненных явлений, которая проходит, дробясь в тысяче процессов, через последовательный ряд отдельных жизней.
Сначала это наблюдение испугало Максима. Видя, что не он один владеет умственным строем ребенка, что в этом строе сказывается что-то, от него не зависящее и выходящее из-под его влияния, он испугался за участь своего питомца, испугался возможности таких запросов, которые могли бы послужить для
слепого только причиной неутолимых страданий. И он пытался разыскать источник этих, откуда-то пробивающихся, родников, чтоб… навсегда закрыть их для блага слепого ребенка.
Эта неожиданная идея поразила Максима таким удивлением, что он в первую минуту не знал, что сказать сестре. Он заставил ее повторить свои опыты и, присмотревшись к напряженному выражению лица
слепого, покачал головой.
И вот в одном из таких звеньев,
слепом мальчике, роковая случайность закрыла эти окна: жизнь должна пройти вся в темноте.
Цитаты из русской классики со словом «слепые»
Ассоциации к слову «слепые»
Синонимы к слову «слепые»
Предложения со словом «слепой»
- Бездумное следование историческому ряду бездушных цифр без понимания и анализа причин их изменения напоминает блуждания слепого котёнка в лабиринте.
- История учит нас тому, как легко слепая вера может превращаться в фанатизм и порождать гонения.
- Таким образом, появляется возможность заметить проблемные моменты и так называемые слепые зоны сайта, ведь это лучше видно со стороны.
- (все предложения)
Предложения со словом «слепая»
- Бездумное следование историческому ряду бездушных цифр без понимания и анализа причин их изменения напоминает блуждания слепого котёнка в лабиринте.
- История учит нас тому, как легко слепая вера может превращаться в фанатизм и порождать гонения.
- Таким образом, появляется возможность заметить проблемные моменты и так называемые слепые зоны сайта, ведь это лучше видно со стороны.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «слепой»
Сочетаемость слова «слепая»
Что (кто) бывают «слепыми»
Афоризмы русских писателей со словом «слепой»
- Почти все, что мы делаем, преступление, и только слепой не видит этого.
- Чума, проказа, тьма, убийство и беда,
Гоморра и Содом, слепые города,
Надежды хищные с раскрытыми губами, —
О, есть же и для вас в молитве череда!
Во имя Господа, блаженного всегда,
Благословляю вас, да будет счастье с вами!
- Кто нас связал и бросил в мир слепыми?
Какие судьбы нами расплелись?
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно