Цитаты со словом «ощущения»
Дядя Максим угадал: тонкая и богатая нервная организация мальчика брала свое и восприимчивостью к
ощущениям осязания и слуха как бы стремилась восстановить до известной степени полноту своих восприятий.
По временам казалось даже, что он не чужд
ощущения цветов; когда ему в руки попадали ярко окрашенные лоскутья, он дольше останавливал на них свои тонкие пальцы, и по лицу его проходило выражение удивительного внимания.
Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нем
ощущением свежей прохлады.
Теперь, несмотря на странное
ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал было различать отдельные звуки.
И по мере того, как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось
ощущение какой-то щекочущей истомы.
Не окрепшее еще и переполненное новыми
ощущениями сознание начинало изнемогать; оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их.
Тем не менее бывали и для него минуты ясного довольства, ярких детских восторгов, и это случалось тогда, когда доступные для него внешние впечатления доставляли ему новое сильное
ощущение, знакомили с новыми явлениями невидимого мира.
Но теперь, слушая хохла-дударя, она чувствовала, что вместе с ревностью к нему в ее душе постепенно пробуждается
ощущение живой мелодии, а образ немецкой девицы тускнеет.
Так шло время, не принося ей облегчения, но зато и не без пользы: она начала сознавать в себе приливы того же живого
ощущения мелодии и поэзии, которое так очаровало ее в игре хохла.
Он еще внимательнее ловил голоса окружающей природы и, сливая смутные
ощущения с привычными родными мотивами, по временам умел обобщить их свободной импровизацией, в которой трудно было отличить, где кончается народный, привычный уху мотив и где начинается личное творчество.
Они вносили в его настроение новый элемент — определенность и ясность, уравновешивавшие смутные
ощущения музыки.
«Глаза, — сказал кто-то, — зеркало души». Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира. Кто может сказать, какая часть нашего душевного склада зависит от
ощущений света?
А Петр все молчал, приподняв кверху слепые глаза, и все будто прислушивался к чему-то. В его душе подымались, как расколыхавшиеся волны, самые разнообразные
ощущения. Прилив неведомой жизни подхватывал его, как подхватывает волна на морском берегу долго и мирно стоявшую на песке лодку… На лице виднелось удивление, вопрос, и еще какое-то особенное возбуждение проходило по нем быстрыми тенями. Слепые глаза казались глубокими и темными.
Все это сплеталось и звенело на фоне того особенного глубокого и расширяющего сердце
ощущения, которое вызывается в душе таинственным говором природы и которому так трудно подыскать настоящее определение…
Кроме того, он чувствовал еще, что все его существо переполнено каким-то новым, неизведанным
ощущением.
Он быстро вскочил, оделся и по росистым дорожкам сада побежал к старой мельнице. Вода журчала, как вчера, и так же шептались кусты черемухи, только вчера было темно, а теперь стояло яркое солнечное утро. И никогда еще он не «чувствовал» света так ясно. Казалось, вместе с душистою сыростью, с
ощущением утренней свежести в него проникли эти смеющиеся лучи веселого дня, щекотавшие его нервы.
Звуки эти долетали до него отрывочно и слабо, давая ему слуховое
ощущение дали, в которой мелькает что-то затянутое, неясное, как для нас мелькают очертания далей в вечернем тумане…
На этот раз молодые люди не возражали, — может быть, под влиянием живого
ощущения, пережитого за несколько минут в леваде Остапа, — могильная плита так ясно говорила о смерти прошлого, — а быть может, под влиянием импонирующей искренности старого ветерана…
Но тишина, водворившаяся среди небольшого общества, имела еще другую причину. По какому-то общему побуждению, вероятно, вытекавшему из
ощущения высоты и своей беспомощности, оба слепые подошли к углам пролетов и стали, опершись на них обеими руками, повернув лица навстречу тихому вечернему ветру.
В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, неудовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее
ощущениям радости и счастья.
Теперь Петр, стоя у мельницы, вспоминал свои прежние
ощущения, старался восстановить их прежнюю полноту и цельность и спрашивал себя, чувствует ли он ее отсутствие. Он его чувствовал, но сознавал также, что и присутствие ее не дает ему счастья, а приносит особенное страдание, которое без нее несколько притупилось.
Беспросветная грусть сменялась в настроении юноши раздражительною нервностью, и вместе с тем возрастала замечательная тонкость его
ощущений.
Когда мы видим его таким, в душе является
ощущение спокойствия и ясности.
Иногда ему удавалось: он находил на мгновение те
ощущения, о которых говорил Максим, и они присоединялись к его пространственным представлениям.
Потом гром смолкал, но что-то там, вверху, оставалось — что-то, рождавшее в душе
ощущение величия и ясности.
Порой это
ощущение определялось: к нему присоединялся голос Эвелины и матери, «у которых глаза, как небо»; тогда возникающий образ, выплывший из далекой глубины воображения и слишком определившийся, вдруг исчезал, переходя в другую область.
Все эти темные представления мучили и не удовлетворяли. Они стоили больших усилий и были так неясны, что в общем он чувствовал лишь неудовлетворенность и тупую душевную боль, которая сопровождала все потуги больной души, тщетно стремившейся восстановить полноту своих
ощущений.
И странное дело — теперь он находил в своей душе место для всех этих
ощущений.
Тревожные органические силы уснули: он не будил их сознательным стремлением воли — слить в одно целое разнородные
ощущения.
Но, кто знает, — быть может, душевное затишье только способствовало бессознательной органической работе, и эти смутные, разрозненные
ощущения тем успешнее прокладывали в его мозгу пути по направлению друг к другу.
Это было только первое мгновение, и только смешанные
ощущения этого мгновения остались у него в памяти. Все остальное он впоследствии забыл. Он только упорно утверждал, что в эти несколько мгновений он видел.
Могло ли быть, чтобы смутные и неясные световые
ощущения, пробивавшиеся к темному мозгу неизвестными путями в те минуты, когда слепой весь трепетал и напрягался навстречу солнечному дню, — теперь, в минуту внезапного экстаза, всплыли в мозгу, как проявляющийся туманный негатив?..
Или все это роилось бесформенными
ощущениями в той глубине темного мозга, о которой говорил Максим, и где лучи и звуки откладываются одинаково весельем или грустью, радостью или тоской?..
И он только вспоминал впоследствии стройный аккорд, прозвучавший на мгновение в его душе, — аккорд, в котором сплелись в одно целое все впечатления его жизни,
ощущение природы и живая любовь.
«Да, он прозрел… На место слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе
ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…»
Цитаты из русской классики со словом «ощущения»
Ассоциации к слову «ощущения»
Синонимы к слову «ощущения»
Предложения со словом «ощущение»
- Как правило, опыт переживания боли и страдания приводит к формированию страха, и человек начинает избегать ситуаций, при которых эти неприятные ощущения могут возникнуть повторно.
- Очень странное ощущение возникает, когда их читаешь теперь, в наши дни.
- Каждому лётчику известно состояние, когда при возникновении аварийной ситуации некстати появляется ощущение собственной вины или сомнения в правильности своих действий.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «ощущение»
Значение слова «ощущение»
Афоризмы русских писателей со словом «ощущение»
Дополнительно