И действительно, в комедиях «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется» — существенно дурные стороны нашего старинного быта обставлены в действии такими случайностями, которые как будто заставляют
не считать их дурными.
Люди, рассуждающие на основании отвлеченных принципов, Сейчас могут вывести такие соображения: «Самодурство не признает никаких законов, кроме собственного произвола; вследствие того у всех подвергшихся его влиянию мало-помалу теряется чувство законности, и они уже
не считают поступков самодура неправыми и возмутительными и потому переносят их довольно равнодушно.
Но я
не считаю себя преступным против чувства законности, ежели я совсем отказываюсь от условия (которое, надо заметить, по самой своей сущности не может в этом случае быть срочным), добровольно лишаясь его выгод и за то не принимая на себя его обязанностей.
Неточные совпадения
Славянофилы скоро увидели в Островском черты, вовсе
не служащие для проповеди смирения, терпения, приверженности к обычаям отцов и ненависти к Западу, и
считали нужным упрекать его — или в недосказанности, или в уступках отрицательному воззрению.
При этом
считаем нужным предупредить, что мы
не задаем автору никакой программы,
не составляем для него никаких предварительных правил, сообразно с которыми он должен задумывать и выполнять свои произведения.
Он
считает удобным побить жену только во хмелю, да и то
не совсем одобряет.
Нет этих следов, да и
не с тем писана комедия, чтобы указать их; последний акт ее мы
считаем только последним мастерским штрихом, окончательно рисующим для нас натуру Большова, которая была остановлена в своем естественном росте враждебными подавляющими обстоятельствами и осталась равно бессильною и ничтожною как при обстоятельствах, благоприятствовавших широкой и самобытной деятельности, так и в напасти, опять ее скрутившей.
В Большове, этом злостном банкроте, мы
не видим ничего злостного, чудовищного, ничего такого, да что его следовало бы
считать извергом.
Русаков совершенно доволен своим положением и в бары лезть
не желает, а образование он
считает исключительной принадлежностью бар; вследствие того он и дочь свою так держит, что она остается, по его выражению, дурою.
И Андрей Титыч ничего хорошенько
не может возразить против нее: он уже доведен отцовским обращением до того, что сам
считает себя «просто пропащим человеком».
Но я
не поступаю в военную службу или выхожу из нее и, отказываясь таким образом от военной формы и от надежды быть генералом,
считаю себя свободным от обязательства — прикладывать руку к козырьку при встрече со всяким офицером.
Мы такого чувства
не признаем и
считаем себя правыми, если,
не служа,
не ходим в департамент,
не получая жалованья,
не даем вычета в пользу инвалидов, и т. п.
Точно так
сочли бы мы себя правыми, если бы, например, приехали в магометанское государство и, подчинившись его законам,
не приняли, однако, ислама.
Принимая их как выработанные уже условия прошедшей жизни, мы чрез то никак
не обязываемся
считать их совершеннейшими и отвергать всякие другие условия.
Самодур рассуждает
не так: он
считает себя вправе нарушить, когда ему угодно, даже те правила, которые им самим признаны и на основании которых он судит других.
Митя
не стал бы заглазно плакаться на хозяина и молчать перед ним,
считая законом его волю, а просто нашел бы очень законным делом — потребовать от него прибавки жалованья.
Но бумага не приходила, а бригадир плел да плел свою сеть и доплел до того, что помаленьку опутал ею весь город. Нет ничего опаснее, как корни и нити, когда примутся за них вплотную. С помощью двух инвалидов бригадир перепутал и перетаскал на съезжую почти весь город, так что не было дома, который
не считал бы одного или двух злоумышленников.
Кулак вынул из-за пазухи пук засаленных ассигнаций. Костанжогло прехладнокровно взял их и,
не считая, сунул в задний карман своего сюртука.
Прогулки, чтенье, сон глубокой, // Лесная тень, журчанье струй, // Порой белянки черноокой // Младой и свежий поцелуй, // Узде послушный конь ретивый, // Обед довольно прихотливый, // Бутылка светлого вина, // Уединенье, тишина: // Вот жизнь Онегина святая; // И нечувствительно он ей // Предался, красных летних дней // В беспечной неге
не считая, // Забыв и город, и друзей, // И скуку праздничных затей.
Неточные совпадения
Городничий (поднося бумажки).Ровно двести рублей, хоть и
не трудитесь
считать.
Еще подбавил Филюшка… // И всё тут!
Не годилось бы // Жене побои мужнины //
Считать; да уж сказала я: //
Не скрою ничего!
У батюшки, у матушки // С Филиппом побывала я, // За дело принялась. // Три года, так
считаю я, // Неделя за неделею, // Одним порядком шли, // Что год, то дети: некогда // Ни думать, ни печалиться, // Дай Бог с работой справиться // Да лоб перекрестить. // Поешь — когда останется // От старших да от деточек, // Уснешь — когда больна… // А на четвертый новое // Подкралось горе лютое — // К кому оно привяжется, // До смерти
не избыть!
Стародум(один). Он, конечно, пишет ко мне о том же, о чем в Москве сделал предложение. Я
не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг, когда вся публика
считает его честным и достойным человеком… Если свободно ее сердце…
Дворянин, например,
считал бы за первое бесчестие
не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить.