Неточные совпадения
Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от
всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть
всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальною стороною
дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону.
Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского
все происходят вследствие столкновения двух партий — старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных. Ясно, что развязка подобных столкновений, по самому существу
дела, должна иметь довольно крутой характер и отзываться случайностью.
И точно как после кошмара, даже те, которые, по-видимому, успели уже освободиться от самодурного гнета и успели возвратить себе чувство и сознание, — и те
все еще не могут найтись хорошенько в своем новом положении и, не поняв ни настоящей образованности, ни своего призвания, не умеют удержать и своих прав, не решаются и приняться за
дело, а возвращаются опять к той же покорности судьбе или к темным сделкам с ложью и самодурством.
Вследствие такого порядка
дел все находятся в осадном положении,
все хлопочут о том, как бы только спасти себя от опасности и обмануть бдительность врага.
Что же касается до тех из обитателей «темного царства», которые имели силу и привычку к
делу, так они
все с самого первого шага вступали на такую дорожку, которая никак уж не могла привести к чистым нравственным убеждениям.
Ясное
дело:
вся мораль Самсона Силыча основана на правиле: чем другим красть, так лучше я украду.
Но она заметна и в Большове, который, даже решаясь на такой шаг, как злостное банкротство, не только старается свалить с себя хлопоты, но просто сам не знает, что он делает, отступается от своей выгоды и даже отказывается от своей воли в этом
деле, сваливая
все на судьбу.
Подхалюзин сожалеет, что «заведение у нас было превосходное, а теперь
все должно в расстройство прийти»; а Большов кричит: «А тебе что за
дело? не твое было…
В самом
деле, Большов беспрекословно царит над
всеми...
Видно, что он не лишен даже чувства сострадания и некоторой совестливости; но ему
всё хочется отжилить поболее, и он надеется, что, авось, уладит
дело повыгоднее.
У него нет и разбойнической решимости отказаться от всякой уплаты и бросить
все это
дело Большова на произвол судьбы, с тем, чтобы решиться на новые похождения, с новыми хлопотами и риском; нет и умного расчета, отличающего мошенников высокого полета и заставляющего их брать из всякой спекуляции хоть что-нибудь, только бы покончить
дело.
Ловкий мошенник большой руки, пустившись на такое
дело, как злостное банкротство, не пропустил бы случая отделаться 25 копейками за рубль; он тотчас покончил бы
всю аферу этой выгодной вделкой и был бы очень доволен.
Поэтому-то он и не расстается с своей аферой,
все выжидая, — нельзя ли из нее еще чего-нибудь вытянуть: недаром же он рисковал, в самом
деле!
Видите, здесь
дело не в личности самодура, угнетающего свою семью и
всех окружающих.
Авдотья Максимовна в течение
всей пьесы находится в сильнейшей ажитации, бессмысленной и пустой, если хотите, но тем не менее возбуждающей в нас не смех, а сострадание: бедная девушка в самом
деле не виновата, что ее лишили всякой нравственной опоры внутри себя и воспитали только к тому, чтобы век ходить ей на привязи.
— «А как заставит, — что тогда?» — «Тогда, — идиотски отвечает она, — я уж, право, и не знаю, что мне делать с этим
делом… такая-то напасть на меня!» Вихорев, для которого
все средства хороши, предлагает ей уехать с ним тихонько; она приходит в ужас и восклицает: «Ах нет, нет, что вы это?
В самом
деле, — и «как ты смеешь?», и «я тебя растил и лелеял», и «ты дура», и «нет тебе моего благословения» —
все это градом сыплется на бедную девушку и доводит ее до того, что даже в ее слабой и покорной душе вдруг подымается кроткий протест, выражающийся невольным, бессознательным переломом прежнего чувства: отцовский приказ идти за Бородкина возбудил в ней отвращение к нему.
Преследование самодурства во
всех его видах, осмеиванье его в последних его убежищах, даже там, где оно принимает личину благородства и великодушия, — вот, по нашему убеждению» настоящее
дело, на которой постоянно устремляется талант Островского, даже совершенно независимо от его временных воззрений и теоретических убеждений.
Не будь этого чувства, т. е. прими угнетенная сторона в самом
деле то убеждение, что никакого порядка, никакого закона нет и не нужно, тогда бы и пошло
все иначе.
Оттого
все нравственные основания поступков у честных лиц в комедиях, Островского внешни и очень узко ограничены,
все вертятся только на исполнении чужой воли, без внутреннего сознания в правоте
дела.
Сам Подхалюзин не стал бы обмеривать и обсчитывать, повинуясь воле хозяина, как высшему закону, и откладывая гроши себе в карман, а просто потребовал бы участия в барышах Большова, так как он уже
всеми его
делами заведывал.
А что она настаивает на согласии Маши выйти за Беневоленского, так это происходит от двух причин: во-первых, Беневоленский возьмется хлопотать об их
деле в сенате, а во-вторых, она не может представить, чтобы девушке было не
все равно, за кого ни выходить замуж.
Да и отчего бы не быть им спокойным, когда их деятельность, равно как и
все их понятия и стремления так гармонируют с общим ходом
дел и устройством «темного царства»?
Неточные совпадения
Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю
всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное
дело.
Столько лежит всяких
дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу,
все идет благополучно.
Городничий. Я здесь напишу. (Пишет и в то же время говорит про себя.)А вот посмотрим, как пойдет
дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера: неказиста на вид, а слона повалит с ног. Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере нужно его опасаться. (Написавши, отдает Добчинскому, который подходит к двери, но в это время дверь обрывается и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с нею на сцену.
Все издают восклицания. Бобчинский подымается.)
Аммос Федорович. Но скажите, пожалуйста, Антон Антонович, каким образом
все это началось, постепенный ход
всего, то есть,
дела.
Слуга. Вы изволили в первый
день спросить обед, а на другой
день только закусили семги и потом пошли
всё в долг брать.