Цитаты со словом «явленье»
Отчего произошло такое странное
явление?
Реальная критика относится к произведению художника точно так же, как к
явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты, но вовсе не суетясь из-за того, зачем это овес — не рожь, и уголь — не алмаз…
У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания, и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные, факты и образы и, наконец, создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных
явлений этого рода, прежде замеченных художником.
Иногда даже эти самые образы наводят рассуждающего человека на составление правильных понятий о некоторых из
явлений действительной жизни.
Мы не хотим никому навязывать своих мнений; но нам кажется, что Островский погрешил бы против правды, наклепал бы на русскую жизнь совершенно чуждые ей
явления, если бы вздумал выставлять наших взяточников как правильно организованную, сознательную партию.
Признавая главным достоинством художественного произведения жизненную правду его, мы тем самым указываем и мерку, которою определяется для нас степень достоинства и значения каждого литературного
явления.
Судя по тому, как глубоко проникает взгляд писателя в самую сущность
явлений, как широко захватывает он в своих изображениях различные стороны жизни, — можно решить и то, как велик его талант.
Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих
явлений природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни.
Комедия Островского не проникает в высшие слои нашего общества, а ограничивается только средними, и потому не может дать ключа к объяснению многих горьких
явлений, в ней изображаемых. Но тем не менее она легко может наводить на многие аналогические соображения, относящиеся и к тому быту, которого прямо не касается; это оттого, что типы комедий Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие или чиновничьи, но и общенародные черты.
Мы знаем общую причину такого настроения, указанную нам очень ясно самим же Островским, и видим, что Марья Антиповна составляет не исключительное, а самое обыкновенное, почти всегдашнее
явление в этом роде.
Обман тут —
явление нормальное, необходимое, как убийство на войне.
Это странное
явление (столь частое, однако же, в нашем обществе), происходит оттого, что Большов не понимает истинных начал общественного союза, не признает круговой поруки прав и обязанностей человека в отношении и другим и, подобно Пузатову, смотрит на общество, как на вражеский стан.
Отчего происходит такое
явление?
В поступке Большова действительно есть внешнее сходство с поступком Лира, но именно настолько, насколько может комическое
явление походить на трагическое.
Это самое уменье видим мы и в обработке характера Большова и находим, что результатом психических наблюдений автора оказалось чрезвычайно гуманное воззрение на самые, по-видимому, мрачные
явления жизни и глубокое чувство уважения к нравственному достоинству человеческой натуры, — чувство, которое сообщает он и своим читателям.
Мы только следим за
явлениями, им изображенными, и объясняем, какой смысл имеют они для нас.
Все эти рассуждения могли быть прискорбны для Островского главным образом потому, что из-за толков о его воззрениях совершенно забывали о его таланте и о лицах и
явлениях, выведенных им.
Критика должна сказать: «Вот лица и
явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые художником, и вот степень их значения в общественной жизни».
Если он ставит в зависимости один от другого несколько фактов, а по рассмотрению критики окажется, что эти факты никогда в такой зависимости не бывают, а зависят совершенно от других причин, — опять очевидно само собой, что автор неверно понял связь изображаемых им
явлений.
А как оно выразилось, это определяется теми предметами и
явлениями, которые привлекали к себе его внимание и сочувствие и послужили материалами для его изображений.
«Но, — могут сказать нам, — несчастье, происшедшее в семействе Русаковых, есть не более, как случай, совершенно выходящий из ряда обыкновенных
явлений их жизни.
Но, смотря на художника не как на теоретика, а как на воспроизводителя
явлений действительности, мы не придаем исключительной важности тому, каким теориям он следует.
Но это
явление совершенно случайное, исключительное: в сущности тех начал, на которых основан быт Русаковых, нет никаких гарантий благосостояния.
Отчего же в обществе столько десятков и сотен лет терпится это бессильное, гнилое, дряхлое
явление, давно уже отжившее свой век в сознании лучшей, истинно, образованной части общества?
Для них поступки и
явления жизни разделяются не на хорошие и дурные, а только на позволенные и недозволенные.
Потому-то всегда и бывают так робки, и медленны шаги их при всяком новом вопросе или
явлении, требующем изменения существующего порядка…
Высказанные нами мысли не составляют плод какой-нибудь теории, заранее придуманной: в них просто заключаются выводы, прямо следующие из
явлений русского быта, изображенных в комедиях Островского.
Мы старались показать, что и как охватывает он в русской жизни своим художническим чувством, в каком виде он передает воспринятое и прочувствованное им, и какое значение в наших понятиях должно придавать
явлениям, изображаемым в его произведениях.
Говоря о лицах Островского, мы, разумеется, хотели показать их значение в действительной жизни; но мы все-таки должны были относиться, главным образом, к произведениям фантазии автора, а не непосредственно к
явлениям настоящей жизни.
Цитаты из русской классики со словом «явленье»
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся
явлений, лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе или пронестись светлым
явленьем, возрадующим мир, — одинаково вызваны они для неведомого человеком блага.
Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их общий характер и допытаться, таков ли смысл этих
явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга.
Это было, точно, необыкновенное
явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед.
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину космического разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей,
явлений, условий, которые он сам создал и создает…
Синонимы к слову «явленье»
Предложения со словом «явленье»
- Он чувствовал, что эта тайна глубоко связана с ним самим и с миром природных явлений, но в то же время выходит за пределы представимого.
- В них рассказано не только о конкретных задачах, но и о месте, которое занимает физика в ряде других наук, о путях описания и изучения явлений природы.
- Её решение имеет важное значение для понимания психики человека потому, что попытки проникнуть в природу психических явлений человека не могут ограничиться данными самонаблюдения и даже всерьёз опираться на них.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «явленье»
Афоризмы русских писателей со словом «явленье»
- Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы..
- Высвобождаясь
От власти малого, беспамятного «я»,
Увидишь ты, что все явленья —
Знаки,
По которым ты вспоминаешь самого себя,
И волокно за волокном сбираешь
Ткань духа своего, разодранного миром.
- Не точно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознает в нем — его творчеством.
Художник — это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем. Так океан с его гулом, извилинами волны, с отливами солнца в морских туманах сосредоточивается в единстве раковины.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно