Цитаты со словом «чтоб»
Все подобные требования, по нашему мнению, столько же ненужны, бесплодны и неосновательны, как и требования того, напр., чтобы Островский был комиком страстей и давал нам мольеровских Тартюфов и Гарпагонов или
чтоб он уподобился Аристофану и придал комедии политическое значение.
Вот его отзыв: «
Чтоб она меня, молодца такого, да променяла на кого-нибудь, — красавца-то этакого!..» А в чем его красота?
Этих слов достаточно,
чтоб Большов насильно соединил руки жениха и невесты и возразил таким манером: «Как же не бывать, коли я того хочу?
Она возвращается домой; отец ругает и хочет запереть ее на замок,
чтоб света божьего не видела и его перед людьми не срамила; но ее решается взять за себя молодой купчик, который давно в нее влюблен и которого сама она любила до встречи с Вихоревым.
Но нельзя сказать,
чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный смысл факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
На этом основании он с судьбою дочери распоряжается вот каким образом: «Статочное ли дело,
чтоб поверить девке, кто ей понравится?
Вихорев стращает ее, что уедет на Кавказ и будет стараться,
чтоб его там застрелили; она и к нему пристает: «Нет, не ездите.
Найдите себе жену богатую да такую,
чтоб любила вас так, как я; живите с ней в радости, а я, девушка простая, доживу, как-нибудь, скоротаю свой век, в четырех стенах сидя, проклинаючи свою жизнь».
Главное дело в том,
чтоб он был добросовестен и не искажал фактов жизни в пользу своих воззрений: тогда истинный смысл фактов сам собою выкажется в произведении, хотя, разумеется, и не с такою яркостью, как в том случае, когда художнической работе помогает и сила отвлеченной мысли…
Он добр и умен настолько,
чтоб не вдаваться в крайности, чтоб положить предел и меру злоупотреблениям, до которых самодурные права доводят других его собратий.
Но в нем нет столько силы ума и характера,
чтоб отрешиться от самых главных основ своего быта.
По его понятиям, уж это так и должно быть: купчиха так купчиха, а барыня — так уж та с тем и родится,
чтоб быть барыней.
И не хочет понять самой простой истины: что не нужно усыплять в человеке его внутренние силы и связывать ему руки и ноги, если хотят,
чтоб он мог успешно бороться с своими врагами.
Находя, что в этом-то подражании и состоит образованность, он пристает к жене,
чтоб та на старости лет надела чепчик вместо головки, задавала модные вечера с музыкантами, отстала от всех своих старых привычек.
Отправляясь от той точки, что его произвол должен быть законом для всех и для всего, самодур рад воспользоваться тем, что просвещение приготовило для удобств человека, рад требовать от других,
чтоб его воля выполнялась лучше, сообразно с успехами разных знаний, с введением новых изобретений и пр.
Не ждите,
чтоб он сам на себя наложил какие-нибудь ограничения вследствие сознания новых требований образованности; не думайте даже, чтоб он мог проникнуться серьезным уважением к законам разума и к выводам науки: это вовсе не сообразно с натурою самодурства.
Оттого она безропотно решается на всякие муки, только
чтоб не выступить из отцовского приказа.
Но вот Любим Торцов начинает обижать нареченного зятя, зять обижен и дает это заметить Гордею Карпычу довольна грубо, заключая свою речь словами; «Нет, теперь ты приди ко мне да покланяйся,
чтоб я дочь-то твою взял».
Но для того
чтоб успешнее достигнуть общей цели, т. е. увеличить сумму общего блага, люди принимают известный образ действий и гарантируют его какими-нибудь постановлениями, воспрещающими самовольную помеху общему делу с чьей бы то ни было стороны.
Нужно только,
чтоб изменение в постановлениях, как клонящееся к общему благу, подвергалось общему суду и получило общее согласие.
На то есть воля батюшкина,
чтоб я шла замуж.
Не хочу я супротив отца идти,
чтоб про меня люди не говорили да в пример не ставили.
Мы не будем долго на ней останавливаться — не потому,
чтоб она того не стоила, а потому, что, во-первых, наши статьи и без того очень растянулись, а во-вторых, сама пьеса очень проста — и по интриге, и по очеркам, характеров, так что для объяснения их не нужно много слов, особенно после того, что говорено было выше.
Он обращается к Еремке, у которого есть знакомый колдун, и спрашивает: «Может он приворожить девку,
чтоб любила, чтоб не она надо мной, а я над ней куражился, как душе угодно?» Вот предмет его стремлений, вот любовь его: возможность куражиться над любимой женщиной, как душе угодно!..
Разумеется, — это уж само по себе необходимо,
чтоб пьяница проспался и чтоб человек, допившийся до чертиков, перегодил немножечко, отдохнул и собрался с силами.
Она мечтает о семейном счастии с любимым человеком, заботится о том,
чтоб себя «облагородить», так, чтобы никому не стыдно было взять ее замуж; думает о том, какой она хороший порядок будет вести в доме, вышедши замуж; старается вести себя скромно, удаляется от молодого барина, сына Уланбековой, и даже удивляется на московских барышень, что они очень бойки в своих разговорах про кавалеров да про гвардейцев.
Она просит исправника за своего крестника, Неглигентова,
чтоб его столоначальником сделали; исправник говорит, что места нет.
Я смолоду привыкла,
чтоб каждого моего слова слушались; тебе пора это знать!
Но зато, по словам старика Потапыча, она хорошо одевает воспитанниц и не заставляет их работать: «Хочу, — говорит, —
чтоб все им завидовали».
— Как только барыня давеча сказала,
чтоб не смела я разговаривать, а шла, за кого прикажут, так у меня все сердце перевернулось.
Василиса Перегриновна язвительно предлагает Леониду попросить Гришку,
чтоб шел к барыне.
Женщин не продают так открыто на рынках, как делали на Востоке, но нельзя оказать,
чтоб их не продавали вовсе.
Когда Машенька объявляет, что Беневоленский ей противен, Анна Петровна даже сообразить этого никак не может, — сначала не обращает внимания и говорит, что у Маши голова вздором набита и что она сама двадцать раз передумает, а потом, после вторичного отказа дочери, объясняет его тем, что «это только каприз, только
чтоб матери напротив что-нибудь сделать».
Для этого надо,
чтоб она рано овдовела от богатого мужа.
Молодой человек, который кричал на всех перекрестках про взяточников, говорил о каком-то новом поколении, — идет к нам же просить доходного места,
чтоб брать взятки!..
Прося брата,
чтоб выдал дочь за Митю, Любим Торцов прибавляет: «Он мне угол даст; назябся уж я, наголодался.
Но
чтоб оно сделало что-нибудь больше, до этого самодуры не допустят!..
Цитаты из русской классики со словом «чтоб»
Предложения со словом «чтоб»
- Похоже, тот и впрямь собирался совершать подвиги, а отъезжал, чтоб напоить коня.
- Не надо читать королевские хроники, чтоб узнать свежие новости.
- – Так, может, это просто совпадение, то, что они делали? Кто знает, может, он хотел, чтоб человек спел, а он залаял на чистом собачьем языке?
- (все предложения)
Значение слова «чтоб»
ЧТОБ и ЧТО́БЫ, союз и частица. 1. союз цели. Присоединяет обороты с неопределенной формой глагола, имеющие значение цели. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧТОБ
Афоризмы русских писателей со словом «чтоб»
- Когда б не смерть, а забытье,
Чтоб ни движения, ни звука…
Ведь если вслушаться в нее,
Вся жизнь моя — не жизнь, а мука.
- Давайте перемолвим
безмолвье синих молний,
давайте снова новое
любить начнем.
Чтоб жизнь опять сначала,
как море, закачала.
Давай? Давай!
Давай начнем!
- Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим — это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно