Цитаты со словом «черта»
Никто до сих пор не дал не только полной характеристики Островского, но даже не указал тех
черт, которые составляют существенный смысл его произведений.
Славянофилы скоро увидели в Островском
черты, вовсе не служащие для проповеди смирения, терпения, приверженности к обычаям отцов и ненависти к Западу, и считали нужным упрекать его — или в недосказанности, или в уступках отрицательному воззрению.
Итак, предполагая, что читателям известно содержание пьес Островского и самое их развитие, мы постараемся только припомнить
черты, общие всем его произведениям или большей части их, свести эти черты к одному результату и по ним определить значение литературной деятельности этого писателя.
Реальная критика относится к произведению художника точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные
черты, но вовсе не суетясь из-за того, зачем это овес — не рожь, и уголь — не алмаз…
В-третьих, по согласию всех критиков, почти все характеры в пьесах Островского совершенно обыденны и не выдаются ничем особенным, не возвышаются над пошлой средою, в которой они поставлены. Это ставится многими в вину автору на том основании, что такие лица, дескать, необходимо должны быть бесцветными. Но другие справедливо находят и в этих будничных лицах очень яркие типические
черты.
Величие философствующего ума и величие поэтического гения равно состоят в том, чтобы, при взгляде на предмет, тотчас уметь отличить его существенные
черты от случайных, затем правильно организовать их в своем сознании и уметь овладеть ими так, чтобы иметь возможность свободно вызывать их для всевозможных комбинаций.
У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания, и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные, факты и образы и, наконец, создает тип, выражающий в себе все существенные
черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных художником.
Но неправда подобных романов и мелодрам именно в том и состоит, что в них берутся случайные, ложные
черты действительной жизни, не составляющие ее сущности, ее характерных особенностей.
Комедия Островского не проникает в высшие слои нашего общества, а ограничивается только средними, и потому не может дать ключа к объяснению многих горьких явлений, в ней изображаемых. Но тем не менее она легко может наводить на многие аналогические соображения, относящиеся и к тому быту, которого прямо не касается; это оттого, что типы комедий Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие или чиновничьи, но и общенародные
черты.
При помощи этого минутного освещения мы видим, что тут страдают наши братья, что в этих одичавших, бессловесных, грязных существах можно разобрать
черты лица человеческого — и наше сердце стесняется болью и ужасом.
Таково общее впечатление комедий Островского, как мы их понимаем. Чтобы несколько рельефнее выставить некоторые
черты этого бледного очерка, напомним несколько частностей, долженствующих служить подтверждением и пояснением наших слов. В настоящей статье мы ограничимся представлением того нравственного растления, тех бессовестно неестественных людских отношений, которые мы находим в комедиях Островского как прямое следствие тяготеющего над всеми самодурства.
Островского упрекали в том, что он не довольно полно и ясно выразил в своей комедии, каким образом, вследствие каких особенных влияний, в какой последовательности и в каком соответствии с общими
чертами характера Большова явилось в нем намерение объявить себя банкротом.
Таким образом, мы находим глубоко верную, характеристически русскую
черту в том, что Большов в своем злостном банкротстве не следует никаким особенным убеждениям и не испытывает глубокой душевной борьбы, кроме страха, как бы не попасться под уголовный…
Да и самому-то, братец мы мой, отдохнуть пора: прохлаждались бы мы, лежа на боку, и торговлю всю эту к
черту».
Эта
черта очень ясно представлена Островским в другой его комедии, а потому мы еще возвратимся к ней.
Эта
черта, чрезвычайно распространенная в нашем обществе, и у Островского она подмечена весьма тонко и верно.
Только у Островского комические
черты проведены здесь несколько тоньше, и притом надо сознаться, что внутренний комизм личности Большова несколько замаскировывается в последнем акте несчастным его положением, из-за которого проницательные критики и навязали Островскому такие идеи и цели, каких он, вероятно, никогда и во сне не видел.
Мы уже имели случай заметить, что одна из отличительных
черт таланта Островского состоит в уменье заглянуть в самую глубь души человека и подметить не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний.
Рассматривая комедию Островского «Свои люди — сочтемся», мы обратили внимание читателей на некоторые
черты русского, преимущественно купеческого быта, отразившиеся в этой комедии.
Не сравнивая значения Островского с значением Гоголя в истории нашего развития, мы заметим, однако, что в комедиях Островского, под влиянием каких бы теорий они ни писались, всегда можно найти,
черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало художника и не допускало его искажать действительность в угоду теории.
А если так, то, значит, и основные
черты миросозерцания художника не могли быть совершенно уничтожены рассудочными ошибками.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный смысл факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные
черты тех отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
Если б эти
черты были ярче, комедия имела бы более цельности и определенности; но и в настоящем своем виде она не может быть названа противною основным чертам миросозерцания автора.
В темный быт Русаковых он внес луч постороннего света, сгладил и уравнял некоторые грубые
черты; но и в этом смягченном видет если всмотреться внимательнее, — сущность дела осталась та же.
Попробуем указать несколько
черт из отношений Русакова к дочери и к окружающим; мы увидим, что здесь основанием всей истории является опять-таки то же самодурство, на котором утверждаются все семейные и общественные отношения этого «темного царства».
Но если нет, то и эта пьеса должна вам представляться сильным протестом, захватившим самодурство в таком его фазисе, в котором оно может еще обманывать многих некоторыми
чертами добродушия и рассудительности.
На это мы должны сказать, что не знаем, что именно имел в виду автор, задумывая свою пьесу, но видим в самой пьесе такие
черты, которые никак не могут послужить в похвалу старому быту.
Если эти
черты не так ярки, чтобы бросаться в глаза каждому, если впечатление пьесы раздвояется, — это доказывает только (как мы уже замечали в первой статье), что общие теоретические убеждения автора, при создании пьесы, не находились в совершенной гармонии с тем, что выработала его художническая натура из впечатлений действительной жизни.
Ни одним словом не возвышаются они над уровнем этого быта, не изменяют основным
чертам их типа, как он сложился в самой жизни.
Но родовые
черты самодурства остаются те же во всех сферах; и чем сфера обширнее, тем самодурство ужаснее и вреднее.
А какого, качества ее влияние об этом можно судить по некоторым
чертам.
Мы приводим этот разговор, потому что в нем, кроме подтверждения нашей мысли, находим один из примеров того мастерства, с каким Островский умеет передавать неуловимейшие
черты пошлости и тупоумия, повсюду разлитых в этом «темном царстве» и служащих, вместе с самодурством, главным основанием его быта.
Вся эта пьеса отличается совершенной простотой и обыденностью и отсутствием всяких резких
черт, подобных, например, рассужданиям вдовы Кукушкиной в «Доходном месте».
Не ясны ли на ней
черты самодурных тенденций, коснувшихся ее хоть слегка и вовсе не сродных ее характеру, но все-таки успевших сделать ее несносною для окружающих?
Об этом много уже говорили мы, разбирая «Своих людей», и потому теперь укажем только на некоторые
черты, относящиеся специально к чиновникам.
Благодушие и особенного рода совестливость взяточников рисуются несколькими беглыми
чертами еще в «Бедной невесте», в лице добряка Добротворского.
Но в «Доходном месте»
черты эти гораздо ярче в Юсове и Белогубове.
Островский, так верно я полно изобразивши нам «темное царство», показавши нам все разнообразие его обитателей и давши нам заглянуть в их душу, где мы успели разглядеть некоторые человеческие
черты, должен был дать нам указание и на возможность выхода на вольный свет из этого темного омута…
Цитаты из русской классики со словом «черта»
Черство-мраморное лицо его, без всякой резкой неправильности, не намекало ни на какое сходство; в суровой соразмерности между собою были
черты его.
Он был очень хорош собой; высокая фигура его, благородная осанка, красивые мужественные
черты, совершенно обнаженный череп, и все это вместе, стройно соединенное, сообщали его наружности неотразимую привлекательность. Его бюст — pendant [под стать (фр.).] бюсту А. П. Ермолова, которому его насупленный, четверо-угольный лоб, шалаш седых волос и взгляд, пронизывающий даль, придавали ту красоту вождя, состарившегося в битвах, в которую влюбилась Мария Кочубей в Мазепе.
Лицо его было бы красиво, ежели бы не какая-то одутловатость и мягкие, нестарческие, крупные морщины, сливавшие и увеличивавшие
черты и дававшие всему лицу общее выражение несвежести и грубости.
Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех
черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике.
Его поражала линия ее затылка и шеи. Голова ее казалась ему похожей на головы римских женщин на классических барельефах, на камеях: с строгим, чистым профилем, с такими же каменными волосами, немигающим взглядом и застывшим в
чертах лица сдержанным смехом.
Ассоциации к слову «черта»
Предложения со словом «черта»
- Сначала изучается общий баланс черт лица, их пропорциональность, и только после этого можно останавливаться на каком-то элементе лица.
- Стратегия отражает в общих чертах характер организации и демонстрирует её отличительные особенности.
- Откуда чёрт возьми, взялось это поветрие, которое он заметил ещё на финской войне?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «черта»
Значение слова «черта»
ЧЕРТА́, -ы́, ж. 1. Узкая полоса, проведенная на какой-л. поверхности; линия. Тонкая черта. Волнистая черта. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧЕРТА
Афоризмы русских писателей со словом «черта»
- У философов и детей есть одна благородная черта — они не придают значения никаким различиям между людьми — ни социальным, ни умственным, ни внешним.
- Что такое революция? Это переворот и избавление.
Но когда избавитель перевернуть — перевернул, избавить — избавил, а потом и сам так плотно уселся на ваш загорбок, что снова и еще хуже задыхаетесь вы в предсмертной тоске, то тогда черт с ним и с избавителем этим!
- Самое печальное — это ученик, из которого ни черта не вышло! — самое печальное и опасное.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно