Цитаты со словом «художники»
Реальная критика относится к произведению
художника точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты, но вовсе не суетясь из-за того, зачем это овес — не рожь, и уголь — не алмаз…
В произведениях талантливого
художника, как бы они ни были разнообразны, всегда можно примечать нечто общее, характеризующее все их и отличающее их от произведений других писателей.
На техническом языке искусства принято называть это миросозерцанием
художника.
Отвлеченностей этих обыкновенно не бывает в самом сознании
художника; нередко даже в отвлеченных рассуждениях он высказывает понятия, разительно противоположные тому, что выражается в его художественной деятельности, — понятия, принятые им на веру или добытые им посредством ложных, наскоро, чисто внешним образом составленных силлогизмов.
Здесь-то и находится существенная разница между талантом
художника и мыслителя.
Но разница между мыслителем и
художником та, что у последнего восприимчивость гораздо живее и сильнее.
У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания, и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные, факты и образы и, наконец, создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных
художником.
При этом мыслитель — или, говоря проще, человек рассуждающий — пользуется как действительными фактами и теми образами, которые воспроизведены из жизни искусством
художника.
Таким образом, совершенно ясным становится значение художнической деятельности в ряду других отправлений общественной жизни: образы, созданные
художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между людьми правильных понятий о вещах.
Таким образом, всякая односторонность и исключительность уже мешает полному соблюдению правды
художником.
Следовательно,
художник должен — или в полной неприкосновенности сохранить свой простой, младенчески непосредственный взгляд на весь мир, или (так как это совершенно невозможно в жизни) спасаться от односторонности возможным расширением своего взгляда, посредством усвоения себе тех общих понятий, которые выработаны людьми рассуждающими.
Но
художник, руководимый правильными началами в своих общих понятиях, имеет все-таки ту выгоду пред неразвитым или ложно развитым писателем, что может свободнее предаваться внушениям своей художнической натуры.
Напротив, когда общие понятия
художника правильны и вполне гармонируют с его натурой, тогда эта гармония и единство отражаются и в произведении.
А тут хотят, чтобы
художник представлял нам в русской коже каких-нибудь Тартюфов, Ричардов, Шейлоков!
И если эти лица и этот быт верны действительности, то думают ли читатели, что те стороны русского быта, которые рисует нам Островский, не стоят внимания
художника?
Мы уже замечали, что общие идеи принимаются, развиваются и выражаются
художником в его произведениях совершенно иначе, нежели обыкновенными теоретиками.
Не отвлеченные идеи и общие принципы занимают
художника, а живые образы, в которых проявляется идея.
Иногда
художник может и вовсе не дойти до смысла того, что он сам же изображает, но критика и существует затем, чтобы разъяснить смысл, скрытый в созданиях художника, и, разбирая представленные поэтом изображения, она вовсе не уполномочена привязываться к теоретическим его воззрениям.
И критика Белинского не трогала гоголевских теорий, пока он являлся пред нею просто как
художник; она ополчилась на него тогда, когда он провозгласил себя нравоучителем и вышел к публике не с живым рассказом, а с книжицею назидательных советов…
Не сравнивая значения Островского с значением Гоголя в истории нашего развития, мы заметим, однако, что в комедиях Островского, под влиянием каких бы теорий они ни писались, всегда можно найти, черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало
художника и не допускало его искажать действительность в угоду теории.
А если так, то, значит, и основные черты миросозерцания
художника не могли быть совершенно уничтожены рассудочными ошибками.
Критика должна сказать: «Вот лица и явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые
художником, и вот степень их значения в общественной жизни».
Чувство
художника, возмущаясь таким порядком вещей, преследует его в самых разнообразных видоизменениях и передает на позор того самого общества, которое живет в этом порядке.
Но, смотря на
художника не как на теоретика, а как на воспроизводителя явлений действительности, мы не придаем исключительной важности тому, каким теориям он следует.
Без всякого сомнения,
художник не имел в виду доказывать тех мыслей, какие мы теперь выводим из его комедий; но они сами собою сказались в его произведениях и сказались удивительно правильно.
Винить ли за это
художника?
Поблагодарим же
художника за то, что он, при свете своих ярких изображений, дал нам хоть осмотреться в этом темном царстве.
Неточные совпадения
Отсюда ясно, что главное достоинство писателя-художника состоит в правде его изображений; иначе из них будут ложные выводы, составятся, по их милости, ложные понятия.
Цитаты из русской классики со словом «художники»
Ассоциации к слову «художники»
Синонимы к слову «художники»
Предложения со словом «художник»
- В юности увлёкся рисованием, открыл в себе художественный дар и мечтал стать великим художником, но родители прочили сыну карьеру дипломата.
- Из-за неё он не смог сразу сказать отцу, что хочет стать художником.
- Писала текстовые эскизы по картинам известных художников разных эпох, жанров и направлений.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «художник»
Какими бывают «художники»
Значение слова «художник»
ХУДО́ЖНИК, -а, м. 1. Человек, создающий произведения изобразительного искусства (живописец, график, скульптор). Пока остальные наши скульпторы утопали в давнишнем привычном классицизме, явился у нас, внезапно, художник [Антокольский], который сказал на всю Европу новое, неслыханное слово. Стасов, Двадцать пять лет русского искусства. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ХУДОЖНИК
Афоризмы русских писателей со словом «художник»
Дополнительно