Цитаты со словом «смыслы»
Никто до сих пор не дал не только полной характеристики Островского, но даже не указал тех черт, которые составляют существенный
смысл его произведений.
Может быть, влияние кружка и действовало на него, в
смысле признания известных отвлеченных теорий, но оно не могло уничтожить в нем верного чутья действительной жизни, не могло совершенно закрыть пред ним дороги, указанной ему талантом.
Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего
смысла во всяком, самом частном и случайном факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Этими-то колебаниями и объясняется то, что критика могла делать совершенно противоположные заключения о
смысле фактов, выставлявшихся в комедиях Островского.
Придавать ему
смысл, которого оно не имеет, значило бы искажать его и лгать на самую жизнь, в которой оно проявляется.
Мы только пользуемся случаем высказать его по поводу произведений Островского, у которого везде на первом плане видим верность фактам действительности и даже некоторое презрение к логической замкнутости произведения — и которого комедии, несмотря на то, имеют и занимательность и внутренний
смысл.
И такова сила самодурства в этом темном царстве Торцовых, Брусковых и Уланбековых, что много людей действительно замирает в нем, теряет и
смысл, и волю, и даже силу сердечного чувства — все, что составляет разумную жизнь, — и в идиотском бессилии прозябает, только совершая отправления животной жизни.
Известно, что логика войны совершенно отлична от логики здравого
смысла.
В «темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность общественных отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий
смысл в нравственных вопросах.
Но вот его самообожание выходит из всяких пределов здравого
смысла: он переносит прямо на свою личность весь тот блеск, все то уважение, которым пользовался за свой сан, он решается сбросить с себя власть, уверенный, что и после того люди не перестанут трепетать его.
Неужели
смысл его ограничивается тем, что «вот, дескать, посмотрите, какие бывают плохие люди?» Нет, это было бы слишком мало для главного лица серьезной комедии, слишком мало для таланта такого писателя, как Островский.
Нравственный
смысл впечатления, какое выносишь из внимательного рассмотрения характера Большова, гораздо глубже.
И что же мы видим в истории этого замысла, столь ужасного в юридическом
смысле?
Все лица действуют в своем
смысле добросовестно, и ни одно не впадает в тон мелодрамного героя.
На Липочке тоже видна печать домашнего деспотизма: только при нем образуются эти черствые, бездушные натуры, эти холодные, отталкивающие отношения к родным; только при нем возможно такое совершенное отсутствие всякого нравственного
смысла, какое замечается у Липочки.
Следствием такого убеждения является в нас уважение к человеческой натуре и личности вообще, смех и презрение в отношении к тем уродливым личностям, которые действуют в комедии и в официальном
смысле внушают ужас и омерзение, и наконец — глубокая, непримиримая ненависть к тем влияниям, которые так задерживают и искажают нормальное развитие личности.
Бесправное, оно подрывает доверие к праву; темное и ложное в своей основе, оно гонит прочь всякий луч истины; бессмысленное и капризное, оно убивает здравый
смысл и всякую способость к разумной, целесообразной деятельности; грубое и гнетущее, оно разрушает все связи любви и доверенности, уничтожает даже доверие к самому себе и отучает от честной, открытой деятельности.
Во-первых, о ней до сих пор не было говорено ничего серьезного; во-вторых, краткие заметки, какие делались о ней мимоходом, постоянно обнаруживали какое-то странное понимание
смысла пьесы; в-третьих, сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского; в-четвертых, не будучи играна на сцене, она менее популярна в публике, нежели другие его пьесы…
Мы только следим за явлениями, им изображенными, и объясняем, какой
смысл имеют они для нас.
В отношениях Самсона Силыча Вольтова ко всем, его окружающим, мы видели, что самодурство это — бессильно и дряхло само по себе, что в нем нет никакого нравственного могущества, но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно И бесправно, оно искажает здравый
смысл и понятие о праве во всех, входящих с ним в соприкосновение.
В этих образах поэт может, даже неприметно для самого себя, уловить и выразить их внутренний
смысл гораздо прежде, нежели определит его рассудком.
Иногда художник может и вовсе не дойти до
смысла того, что он сам же изображает, но критика и существует затем, чтобы разъяснить смысл, скрытый в созданиях художника, и, разбирая представленные поэтом изображения, она вовсе не уполномочена привязываться к теоретическим его воззрениям.
В первой части «Мертвых душ» есть места, по духу своему близко подходящие к «Переписке», но «Мертвые души» от этого не теряли своего общего
смысла, столь противоположного теоретическим воззрениям Гоголя.
Критика должна сказать: «Вот лица и явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот
смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые художником, и вот степень их значения в общественной жизни».
Смысл его тот, что самодурство, в каких бы умеренных формах ни выражалось, в какую бы кроткую опеку ни переходило, все-таки ведет, — по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и разумной деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над ним самодурства, может нехотя, бессознательно совершить какое угодно преступление и погибнуть — просто по глупости и недостатку самобытности.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный
смысл факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
Мало этого: у него голова сложена довольно хорошо, и из нее не выбить здравый
смысл.
Для людей, привыкших опирать свои действия на здравом
смысле и соображать их с требованиями справедливости и общего блага, такая доброта противна или по крайней мере жалка.
А на наш взгляд, подобный человек есть дрянь, кисель, тряпка; он может быть хорошим человеком, но только в лакейском
смысле этого слова.
Главное дело в том, чтоб он был добросовестен и не искажал фактов жизни в пользу своих воззрений: тогда истинный
смысл фактов сам собою выкажется в произведении, хотя, разумеется, и не с такою яркостью, как в том случае, когда художнической работе помогает и сила отвлеченной мысли…
О
смысле его предоставляется судить публике и критике.
Критика решила, что
смысл пьесы — указание вреда полуобразованности и восхваление коренных начал русского быта.
Настоящий же
смысл пьесы вот в чем.
Самодурство, даже в лице лучших его представителей, подобных Русакову, не признает этого — и за то терпит жестокие поражения от первой случайности, от первой ничтожной интрижки, даже просто шалости, не имеющей определенного
смысла.
Гордей Карпыч Торцов, отец Любови Гордеевны, брат Любима Торцова и хозяин Мити, — есть уже самодур в полном
смысле.
Но он не видит никакой надобности изменить свои отношения к домашним, дать здравому
смыслу хотя какое-нибудь участие в своем семейном быте.
И вот он тешится над всеми окружающими: колет им глаза их невежеством и преследует за всякое обнаружение ими знания и здравого
смысла.
Он требует и приказывает, но сам хорошенько не понимает ни настоящего
смысла своих приказаний, ни того, на чем они основаны…
Митя, с наивностию загнанного юноши, очень доверчиво и очень плохо понимающего истинный
смысл всего, что вокруг него происходит, даже обращается к Торцову с следующей речью: «Зачем же назло, Гордей Карпыч?
Парню уж давно за двадцать,
смыслом его природа не обидела: по фабрике отцовской он лучше всех дело понимает, вперед знает, что требуется, кроме того и к наукам имеет наклонность, и искусства любит, «к скрипке оченно пристрастие имеет», словом сказать — парень совершеннолетний, добрый и неглупый; возрос он до того, что уж и жениться собирается…
В общем
смысле, по-нашему, — что такое чувство законности?
Мы были бы правы в этом случае по чувству законности, в его правильном
смысле.
Оттого-то именно в них нет и чувства справедливости и сознания высшего нравственного добра, а вместо этого есть только чувство законности, в ее установленном и тесном
смысле.
А каков он и как применяется здравым
смыслом к данному случаю, где же рассуждать об этом девушке: самодурное воспитание вовсе не приготовляет к таким рассуждениям.
Когда вдумаешься в эту историю, в ней невольно представляется какой-то страшно фантастический
смысл.
Вот почему иногда общий
смысл раскрываемой идеи требовал больших распространений и повторений одного и того же в разных видах, — чтобы быть понятным и в то же время уложиться в фигуральную форму, которую мы должны были взять для нашей статьи, по требованию самого предмета…
Цитаты из русской классики со словом «смыслы»
Ассоциации к слову «смыслы»
Синонимы к слову «смыслы»
Предложения со словом «смысл»
- – Хоть вы-то каплю здравого смысла имеете? Или ещё купите фотоувеличитель и привяжете к бедру?
- Ваша жизнь имеет смысл тогда, когда она становится непрерывным эволюционным движением, постоянной постановкой перед собой новых задач и решением их.
- Одна беда в буквальном смысле слова имела небесное происхождение.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «смысл»
Афоризмы русских писателей со словом «смысл»
- Здравый смысл — это только сочетание предрассудков времени.
- А смысл безмерных слов, пожалуй, в том,
Чтоб скрыть бессилье в чем-нибудь простом.
- Смеются, плачут ли навзрыд
Народы,
Точно дети…
Но здравый смысл
Один царит
На этом белом свете.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно