Цитаты со словом «отцов»
Славянофилы скоро увидели в Островском черты, вовсе не служащие для проповеди смирения, терпения, приверженности к обычаям
отцов и ненависти к Западу, и считали нужным упрекать его — или в недосказанности, или в уступках отрицательному воззрению.
Тут никто не может ни на кого положиться: каждую минуту вы можете ждать, что приятель ваш похвалится тем, как он ловко обсчитал или обворовал вас; компаньон в выгодной спекуляции — легко может забрать в руки все деньги и документы и засадить своего товарища в яму за долги; тесть надует зятя приданым; жених обочтет и обидит сваху; невеста-дочь проведет
отца и мать, жена обманет мужа.
«Это, — говорит Пузатов, — словно жид какой:
отца родного обманет.
Аграфена Кондратьевна, жена его, грозит своей взрослой дочери, что «
отцу пожалуется»; а та отвечает: «Вас на то бог и создал, чтобы жаловаться; сами-то вы не очень для меня значительны».
На вторичную угрозу она огрызается еще резче: «Только и ладит, что
отца да отца; бойки вы при нем разговаривать-то, а попробуйте-ка сами...
На что ж я и
отец, коли не приказывать?
Мало этого: в его грубой душе замерли даже чувства
отца и мужа; это мы видели и в первых актах пьесы, видим и в последнем.
Неужели и это отношение
отца к дочери не комично?
Находят, что ее обращение с матерью и потом сцена с
отцом в последнем акте — переходят пределы комического, как слишком омерзительные.
Официальным образом мы видим здесь злостного банкрота, еще более злостного приказчика, ограбившего своего хозяина, ехидную дочь, хладнокровно отправляющую в острог своего
отца, — и все эти лица мы клеймим именами злодеев и извергов.
Самая любовь ее к
отцу, парализуемая страхом, неполна, неразумна и неоткровенна, так что дочка втихомолку от отца, напитывается понятиями своей тетушки, пожилой девы, бывшей в ученье на Кузнецком мосту, и затем с ее голоса уверяет себя, что влюблена в молодого прощелыгу, отставного гусара, на днях приехавшего в их город.
Гусар сватается,
отец отказывает; тогда гусар увозит девушку, и она решается ехать с ним, все толкуя, однако, о том, что ехать не надо, а лучше к отцу возвратиться.
Но на первой же станции гусар узнает, что
отец не даст ни гроша денег за убежавшей дочерью, и тотчас же, конечно, прогоняет от себя бедную девушку.
Она возвращается домой;
отец ругает и хочет запереть ее на замок, чтоб света божьего не видела и его перед людьми не срамила; но ее решается взять за себя молодой купчик, который давно в нее влюблен и которого сама она любила до встречи с Вихоревым.
В этих словах еще слышится ирония; но Русаков и серьезно продолжает в том же роде: «Ну, какая она барыня, посудите,
отец: жила здесь в четырех стенах, свету не видала…
Самая лучшая похвала ей из уст самого
отца — какая же? — та, что «в глазах у нее только любовь да кротость: она будет любить всякого мужа, надо найти ей такого, чтобы ее-то любил».
И на дочь свою, когда та делает попытку убедить
отца, он, при всей своей мягкости, прикрикивает: «Да как ты смеешь так со мною разговаривать?» А затем он дает ей строгий приказ: «Вот тебе, Авдотья, мое последнее слово: или поди ты у меня за Бородкина, или я тебя и знать не хочу».
Отца она любит, но в то же время и боится, и даже как-то не совсем доверяет ему.
При первом ее появлении на сцену, в конце первого акта, Вихорев сообщает ей, что
отец просватал ее за Бородкина; она наивно говорит: «Не беспокойтесь, я за Бородкина не пойду».
— «А если
отец прикажет?» — спрашивает Вихорев.
Да просто оттого, видите, что, «
отец проклянет меня; каково мне будет тогда жить на белом свете?» Вследствие того она простодушно советует Вихореву переговорить с ее отцом; Вихорев предполагает неудачу, и она успокаивает его таким рассуждением: «Что же делать! знать, моя такая судьба несчастная…
Но самое большое мученье для нее составляет — просить
отца о согласии на ее желание выйти за Вихорева.
Она приступает к этому с какой-то особенной торжественностью, заставляет Вихорева сначала поклясться, что он ее, точно, любит, потом объявляет ему, что для доказательства своей любви она решается сама просить
отца…
Кажется, чего естественнее и легче для дочери — объявить свои желания
отцу, который ее нежно любит?
Но Авдотья Максимовна, твердя о том, что
отец ее любит, знает, однако же, какого рода сцена может быть следствием подобной откровенности с отцом, и ее добрая, забитая натура заранее трепещет и страдает.
Так бы вот улетела с тобой куда-нибудь!» Вслед за тем она опять вспоминает об
отце и опять, разумеется, бесплодно.
И за это самодурство
отца девочка и должна поплатиться всем, что могло бы доставить ей истинно счастливую, сознательную, светлую будущность.
И однако же эти две пошлости расстраивают всю гармонию семейного быта Русаковых, заставляют
отца проклинать дочь, дочь — уйти от отца и затем ставят несчастную девушку в такое положение, за которым, по мнению самого Русакова, следует не только для нее самой горе и бесчестье на всю жизнь, но и общий позор для целой семьи.
Гордей Карпыч Торцов,
отец Любови Гордеевны, брат Любима Торцова и хозяин Мити, — есть уже самодур в полном смысле.
При самом объяснении в любви, собираясь просить благословения у
отца, Любовь Гордеевна говорит Мите: «А ну как тятенька не захочет нашего счастья, — что тогда?» Митя отвечает: «Что загадывать вперед?
Начинает она тем, что падает
отцу в ноги и говорит: «Тятенька! я приказа твоего не смею ослушаться…
Кончается же оппозиция том, что на суровый отказ
отца невеста отвечает: «Воля твоя, батюшка», — кланяется и отходит к матери, а Коршунов велит девушкам петь свадебную песню…
Аграфена Платоновна, не спросясь Ивановых, берёт с Андрея Брускова расписку, а с
отца его — деньги.
Мать, впрочем, представляет и другую причину: невеста, найденная
отцом, очень богата, а «Вам, — по словам Настасьи Панкратьевны, — надо невесту с большими деньгами — потому — сами богаты»…
Я вот помоложе был, учиться хотел, так и то не велели!..» Лизавета Ивановна советует ему, выбравши хорошую минуту, рассказать
отцу откровенно все — что он способности имеет, что учиться хочет, и т. п.
Отец знает, что ученый лучше неученого, и сыну известно, что отец это знает, и сын хочет учиться, и все-таки отец запрещает, и сын не смеет ослушаться!
Отец признает себя неучем, сознает, что это дурно, и боится, чтобы сын его не избежал этого зла!..
Сын знает, что
отец только вследствие собственного невежества запрещает ему учиться, и считает долгом покориться этому невежеству!..
Так нет, — этого не хочет он и тем приводит в отчаяние
отца, и мать.
Таким образом, доля самодурства Брускова переходит и к жене его, хоть на словах только, — и Андрюша, при всей своей любви к знанию и при всех природных способностях, должен вырасти неучем, для того чтобы сохранить уважение к
отцу и матери.
Андрея Титыча только разве на то хватит, чтобы впоследствии бушевать, подобно своему
отцу, и дурить над другими, в отместку за то, что другие над ним дурили…
От этого совершенно понятно, что здесь дети никогда не вырастают, а остаются детьми до тех пор, пока механически не передвинутся на место
отца.
Так, Авдотья Максимовна, отказываясь бежать с Вихоревым, представляет только ту причину, что
отец ее проклянет; а бежавши с ним, сокрушается только о том, что «отец от нее отступится, и весь город будет на нее пальцами показывать».
Не хочу я супротив
отца идти, чтоб про меня люди не говорили да в пример не ставили.
Собравшись домой, она на дороге, на постоялом дворе, встречает
отца и мать, рассказывает им все свое горе и прибавляет, что ушла от мужа, чтобы жить с ними, потому что ей уж терпенья не стало.
Отец только диву дался, услышав такое вольнодумство.
Даша говорит: «Нет, батюшка, не поеду я к нему», — и
отец, полагая, не рехнулась ли дочь его, — начинает ей такое увещание...
Даша и говорит
отцу: «Посмотрите сами, каково сладко мое житье».
А
отец советует: «Потерпи, подожди!» — «Да чего мне от него ждать, когда от него уж и отец его отступился», — возражает Даша, прикрываясь авторитетом.
«Ничего, потерпи», — твердит
отец и затем старается представить ее несчастие опять-таки праведной карой — все за непослушание, за то, что она без воли родителей замуж вышла.
Цитаты из русской классики со словом «отцов»
— Послушай, Никита Романыч, ведь ты меня забыл, а я помню тебя еще маленького.
Отец твой покойный жил со мной рука в руку, душа в душу. Умер он, царствие ему небесное; некому остеречь тебя, некому тебе совета подать, а не завидна твоя доля, видит бог, не завидна! Коли поедешь в Слободу, пропал ты, князь, с головою пропал.
— Прощайте, братцы! — кричал в ответ кузнец. — Даст Бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе. Прощайте, не поминайте лихом! Скажите
отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! Прощайте!
Г-жа Простакова. Родной, батюшка. Вить и я по
отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка.
Мальчик без штанов. Дались тебе эти родители! «Добрая матушка», «почтеннейший батюшка» — к чему ты эту канитель завел! У нас, брат, дядя Кузьма намеднись
отца на кобеля променял! Вот так раз!
Ну, и подлинно повенчали нас в церкви; оно, конечно, поп посолонь венчал — так у нас и уговор был — а все-таки я свое начало исполнил: воротился домой, семь земных поклонов положил и прощенья у всех испросил: «Простите, мол, святии
отцы и братья, яко по нужде аз грешный в еретической церкви повенчался». [Там же. (Прим. Салтыкова-Щедрина.)] Были тут наши старцы; они с меня духом этот грех сняли.
Ассоциации к слову «отец»
Предложения со словом «отцов»
- И когда девушка рассказала ему свою жизнь и святому отцу стали известны кое-какие её секреты, он возымел желание наложить на неё не совсем обычную епитимью.
- – Свалишься, – стаскивая ребёнка, сказал отец семейства. – Хочешь посмотреть, что внутри, так и скажи.
- После смерти отца родные сёстры постарались поскорее сбыть её с рук – отдать первому посватавшемуся.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «отцов»
Что (кто) бывает «отцовым»
Афоризмы русских писателей со словом «отцов»
- Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытности и лживости.
- О, Влюбленность! Ты строже Судьбы!
Повелительней древних законов отцов!
Слаще звука военной трубы!
- Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно