Цитаты со словом «значение»
«Так он писал — темно и вяло» — и нимало не разъяснял вопроса об особенностях таланта Островского и о
значении его в современной литературе.
Два года спустя тот же критик предположил целый ряд статей «О комедиях Островского и о их
значении в литературе и на «сцене» («Москв.», 1855 г., № 3), но остановился на первой статье, да и в той выказал более претензий и широких замашек, нежели настоящего дела.
Таким образом, восторженные хвалители Островского немного сделали для объяснения публике его
значения и особенностей его таланта; они только помешали многим прямо и просто взглянуть на него.
Впрочем, восторженные хвалители вообще редко бывают истинно полезны для объяснения публике действительного
значения писателя; порицатели в этом случае гораздо надежнее: выискивая недостатки (даже и там, где их нет), они все-таки представляют свои требования и дают возможность судить, насколько писатель удовлетворяет или не удовлетворяет им.
Итак, предполагая, что читателям известно содержание пьес Островского и самое их развитие, мы постараемся только припомнить черты, общие всем его произведениям или большей части их, свести эти черты к одному результату и по ним определить
значение литературной деятельности этого писателя.
Такой способ критики мы считаем очень обидным для писателя, талант которого всеми признан и за которым упрочена уже любовь публики и известная доля
значения в литературе.
Все подобные требования, по нашему мнению, столько же ненужны, бесплодны и неосновательны, как и требования того, напр., чтобы Островский был комиком страстей и давал нам мольеровских Тартюфов и Гарпагонов или чтоб он уподобился Аристофану и придал комедии политическое
значение.
А здесь уже приискивается для нового понятия надлежащее место в ряду других идей, объясняется его
значение, делаются из него выводы и т. д.
Таким образом, совершенно ясным становится
значение художнической деятельности в ряду других отправлений общественной жизни: образы, созданные художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между людьми правильных понятий о вещах.
Тогда действительность отражается в произведении ярче и живее, и оно легче может привести рассуждающего человека к правильным выводам и, следовательно, иметь более
значения для жизни.
Будучи положены в основу названных пьес, эти случайности доказывают, что автор придавал им более
значения, нежели они имеют в самом деле, и эта неверность взгляда повредила цельности и яркости самих произведений.
Признавая главным достоинством художественного произведения жизненную правду его, мы тем самым указываем и мерку, которою определяется для нас степень достоинства и
значения каждого литературного явления.
Фета есть талант, и у г. Тютчева есть талант: как определить их относительное
значение?
Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и, однако ж, отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое
значение в русской литературе.
Кажется ясно, что здесь такое соображение совсем не имеет
значения примера…
Оттого-то Лир и имеет такое глубокое
значение.
Самодурствует он потому, что встречает в окружающих не твердый отпор, а постоянную покорность; надувает и притесняет других потому, что чувствует только, как это ему удобно, но не в состоянии почувствовать, как тяжело это им; на банкротство решается он опять потому, что не имеет ни малейшего представления об общественном
значении такого поступка.
Затем, в связи с тем же вопросом самодурства и даже в прямой зависимости от него, рассмотрим
значение тех форм образованности, которые так смущают обитателей нашего «темного царства», и, наконец, тех средств, которые многими из героев этого царства употребляются для упрочения своего материального благосостояния.
Решатся ли они сказать, что действительность, изображаемая им, имеет лишь частное и мелкое
значение и не может дать никаких важных результатов для человека рассуждающего?..
Читатели, соображаясь с своими собственными наблюдениями над жизнью и с своими понятиями о праве, нравственности и требованиях природы человеческой, могут решить сами — как то, справедливы ли наши суждения, так и то, какое
значение имеют жизненные факты, извлекаемые нами из комедий Островского.
Мы сказали, что основа комизма Островского заключается, по нашему мнению, в изображений бессмысленного влияния самодурства, в обширном
значении слова, на семейный и общественный быт.
Но, упомянувши об этой пьесе, мы считаем нужным напомнить читателям то, что сказано было нами в первой статье — о
значении вообще художнической деятельности.
Можно так обращаться, например, и с стихотворениями г. Розенгейма: поэзии у него нет ни в одном стихе; поэтому единственною меркою достоинства стихотворения остается относительное
значение идеи, на которую оно сочинено.
Не сравнивая
значения Островского с значением Гоголя в истории нашего развития, мы заметим, однако, что в комедиях Островского, под влиянием каких бы теорий они ни писались, всегда можно найти, черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало художника и не допускало его искажать действительность в угоду теории.
Критика должна сказать: «Вот лица и явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые художником, и вот степень их
значения в общественной жизни».
Если он, например, силится возвести какое — нибудь лицо во всеобщий тип, а критика докажет, что оно имеет
значение очень частное и мелкое, — ясно, что автор повредил произведению ложным взглядом на героя.
Тут критика может рассмотреть только: точно ли человек, выставляемый автором как благородный дурак действительно таков по понятиям критики об уме и благородстве, — и затем: такое ли
значение придает автор своим лицам, какое имеют они в действительной жизни?
Это
значение рассказанного нами факта, всего скорее и резче бросающееся в глаза, недостаточно ярко является в комедии, потому что в ней на первый план выступает контраст умного, солидного Русакова и доброго, честного Бородкина — с жалким вертопрахом Вихоревым.
Такое
значение, очевидно, хотел придать пьесе сам автор, и на всех вообще она производит впечатление, не восстановляющее против старого быта, а примиряющее с ним».
Но только на подобной иллюзии и держится
значение самодура.
Но ведь нельзя не сознаться, что если самодур, сам по себе, внутренне, несостоятелен, как мы видели это выше, — то его
значение только и может утверждаться на поддержке других.
Таким образом, законы имеют условное
значение по отношению к нам.
В этих словах нет ведь ни тени намека на нравственное
значение поступка: зато есть слово «закон».
Заметьте, как добр и чувствителен этот старик и как он в то же время жестокосерд единственно потому, что не имеет никакого сознания о нравственном
значении личности и все привык подчинять только внешним законам, установленным самодурством.
Он каждую минуту может возвратиться от них к своим деловым отношениям и вступить в свою обычную среду, нисколько, не потерявши своего нравственного
значения.
По устройству нашего общества женщина почти везде имеет совершенно то же
значение, какое имели паразиты в древности: она вечно должна жить на чужой счет.
Эти господа не раздражаются, не восстают серьезно против
значения женщины; они позволяют своим женам даже спорить с собой…
Слабые попытки ее выказать свое
значение ограничиваются только разве разговорами, подобными следующему разговору Улиты Никитишны с Карпом Карпычем, в «Не сошлись характерами».
Сама же личность женщины остается без всякого
значения.
Мы старались показать, что и как охватывает он в русской жизни своим художническим чувством, в каком виде он передает воспринятое и прочувствованное им, и какое
значение в наших понятиях должно придавать явлениям, изображаемым в его произведениях.
Говоря о лицах Островского, мы, разумеется, хотели показать их
значение в действительной жизни; но мы все-таки должны были относиться, главным образом, к произведениям фантазии автора, а не непосредственно к явлениям настоящей жизни.
Неточные совпадения
Так уж устроено «темное царство», таковы уставы его иерархии; тут личный характер человека даже мало и значения-то имеет…
Цитаты из русской классики со словом «значение»
Он имел такое же
значение, какое имел Платон для патристики и Аристотель для схоластики.
Роковое
значение имели слова ап. Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога», которые не имели никакого религиозного
значения, а лишь временное, историческое
значение.
Из философских книг этого периода особенное
значение я придаю книге «О назначении человека» и «О рабстве и свободе человека», в которой некоторые основные мои мысли выражены с наибольшей остротой.
Современное либеральное (в широком смысле этого слова) сознание не отрицает веры, но видит в вере произвольное, субъективное, необязательное прибавление душевной жизни и только знанию придает объективное и общеобязательное
значение.
Но Василий Львович или не расслышал ее слов, или не придал им настоящего
значения.
Ассоциации к слову «значение»
Синонимы к слову «значение»
Предложения со словом «значение»
- Иметь значение означает иметь такие качества, функции и способности, которые удовлетворяют потребности индивида, группы, общества в целом.
- Особенно большое значение имеет политическое воспитание нашего молодого поколения.
- Кроме того, отсюда следует, что для руководителей особое значение имеет понимание процессов, тормозящих или останавливающих перемены.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «значение»
Значение слова «значение»
Афоризмы русских писателей со словом «значение»
- У философов и детей есть одна благородная черта — они не придают значения никаким различиям между людьми — ни социальным, ни умственным, ни внешним.
- Но… это не значит, что теряют значение такие ценности, как гуманизм, добро, разум, любовь, братство, принципиальность, самоотверженность… Наоборот, они обретают особенное значение, ибо направлены сегодня против сползания к самоубийству.
- Национальный язык, так же как и сама нация, складывается веками и должен бережно охраняться, как охраняются духовные ценности непреходящего значения.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно