Цитаты со словом «девушки»
Раскрываем первую страницу «Сочинений Островского». Мы в доме купца Пузатова, в комнате, меблированной без вкуса, с портретами, райскими птицами, разноцветными драпри и бутылками настойки. Марья Антиповна, девятнадцатилетняя
девушка, сестра Пузатова, сидит за пяльцами и поет: «Верный цвет, мрачный цвет». Потом она говорит сама с собой...
Действительно, жизнь
девушки не очень интересна: в доме властвует самодур и мошенник Пузатов, брат Марьи Антиповны; а когда его нет, так подглядывает за своею дочерью и за молодой женой сына — ворчливая старуха, мать Пузатова, богомольная, добродушная и готовая за грош продать человека.
При этом делаются опять разные скромные намеки насчет телесного сложения, от которых не менее скромная
девушка убегает из комнаты.
Словом — куда ни обернитесь, везде вы встретите людей, действующих по этому правилу: тот принимает у себя негодяя, другой обирает богатого простяка, третий сочиняет донос, четвертый соблазняет
девушку, — все на основании того же милого соображения: «не я, так другой».
Ярче выставляются нам в последующих комедиях лица Мити в «Бедность не порок» и детей Брусковых в пьесе «В чужом пиру похмелье», и лица
девушек почти во всех комедиях Островского.
Гусар сватается, отец отказывает; тогда гусар увозит
девушку, и она решается ехать с ним, все толкуя, однако, о том, что ехать не надо, а лучше к отцу возвратиться.
Но на первой же станции гусар узнает, что отец не даст ни гроша денег за убежавшей дочерью, и тотчас же, конечно, прогоняет от себя бедную
девушку.
Не за что вам и любить ее: она
девушка простая, невоспитанная и совсем вам не пара.
Не мудрено рассудить, что если человек со всеми соглашается, то у него значит, нет своих убеждений; если он всех любит и всем друг, то, значит, — все для него безразличны; если
девушка всякого мужа любить будет, — то ясно, что сердце у ней составляет даже не кусок мяса, а просто какое-то расплывающееся тесто, в которое можно воткнуть что угодно…
Трудно представить более жалкую
девушку.
Авдотья Максимовна в течение всей пьесы находится в сильнейшей ажитации, бессмысленной и пустой, если хотите, но тем не менее возбуждающей в нас не смех, а сострадание: бедная
девушка в самом деле не виновата, что ее лишили всякой нравственной опоры внутри себя и воспитали только к тому, чтобы век ходить ей на привязи.
В этом положении несчастная
девушка и мечется, не зная, куда ей приклонить наконец свою голову.
Словом, —
девушка со всех сторон под страхом: там отцовское проклятие грозит, тут на картах дурно выходит, а здесь милого Вихорева, того и гляди — черкесы подстрелят.
И хоть бы какое-нибудь внутреннее противодействие всем этим ужасам явилось в бедной
девушке!
В самом деле, — и «как ты смеешь?», и «я тебя растил и лелеял», и «ты дура», и «нет тебе моего благословения» — все это градом сыплется на бедную
девушку и доводит ее до того, что даже в ее слабой и покорной душе вдруг подымается кроткий протест, выражающийся невольным, бессознательным переломом прежнего чувства: отцовский приказ идти за Бородкина возбудил в ней отвращение к нему.
Но для нас оно не так важно, потому что мы видим в комедии сцену увезенной
девушки с Вихоревым на постоялом дворе.
Когда Вихорев отталкивает ее от себя, узнавши, что за ней денег не дают, она как будто возмущается несколько и говорит: «Не будет вам счастья, Виктор Аркадьич, за то, что вы надругались над бедной
девушкой».
Доброта, лишенная всякой способности возмущаться злом, и тупая покорность судьбе выражаются в этих словах несчастной
девушки: «Бог вас накажет за меня, а я вам зла не желаю.
Найдите себе жену богатую да такую, чтоб любила вас так, как я; живите с ней в радости, а я,
девушка простая, доживу, как-нибудь, скоротаю свой век, в четырех стенах сидя, проклинаючи свою жизнь».
Ведь тебя нельзя пустить в хорошую семью: ты яд и соблазн!» И действительно, во всей пьесе представляется очень ярко и последовательно — каким образом этот яд мало-помалу проникает в душу
девушки и нарушает спокойствие ее тихой жизни.
То, что надо было
девушке дать средства оградить себя от соблазна.
Надо было ей самой — и жизнь раскрывать, и людей показывать, и приучать ее к самостоятельности мнений и поступков:
девушка развитая и привыкшая к обществу — не поддалась бы пошлой Арине Федотовне и не пленилась бы пустоголовым Вихоревым.
Кажется, чего бы лучше: воспитана
девушка «в страхе да в добродетели», по словам Русакова, дурных книг не читала, людей почти вовсе не видела, выход имела только в церковь божию, вольнодумных мыслей о непочтении к старшим и о правах сердца не могла ниоткуда набраться, от претензий на личную самостоятельность была далека, как от мысли — поступить в военную службу…
И однако же эти две пошлости расстраивают всю гармонию семейного быта Русаковых, заставляют отца проклинать дочь, дочь — уйти от отца и затем ставят несчастную
девушку в такое положение, за которым, по мнению самого Русакова, следует не только для нее самой горе и бесчестье на всю жизнь, но и общий позор для целой семьи.
Для восстановления прав невинной, но опозоренной
девушки нужна великодушная выходка Бородкина, совершенно исключительная и несообразная с нравами этой среды, которой неразвитость и самодурство обусловливают как чрезвычайную легкость проступка Авдотьи Максимовны, так и невозможность примирения.
Он узнал, что образованные
девушки хорошо говорят, и упрекает дочь, что та говорить не умеет; но чуть она заговорила, кричит: «Молчи, дура!» Увидел он, что образованные приказчики хорошо одеваются, и сердится на Митю, что у того сюртук плох; но жалованьишко продолжает давать ему самое ничтожное…
Кончается же оппозиция том, что на суровый отказ отца невеста отвечает: «Воля твоя, батюшка», — кланяется и отходит к матери, а Коршунов велит
девушкам петь свадебную песню…
А каков он и как применяется здравым смыслом к данному случаю, где же рассуждать об этом
девушке: самодурное воспитание вовсе не приготовляет к таким рассуждениям.
Петра Ильича уговаривает отец, упрашивает тетка, умоляет жена, которую убивает его поведение, образумливает товарищ, отвергает
девушка, для которой он бросает жену, — на него ничто не действует.
Таким образом, как ни иди
девушка, везде ей тяжело и опасно, и нет пути, который не привел бы ее к потере нравственного достоинства.
Но есть у Островского пьеса, где подслушан лепет чистого сердца в ту самую минуту, когда оно только что еще чувствует приближение нечистой мысли, — пьеса, которая объясняет нам весь процесс душевной борьбы, предшествующей неразумному увлечению
девушки, убиваемой самодурною силою…
Надя, воспитанница Уланбековой, — добренькая и умненькая
девушка, имеющая очень скромные и вполне честные стремления.
Словом, это
девушка, которая, при других обстоятельствах, могла бы вполне соответствовать идеалу многих и многих людей: она от всей души хочет и, по своей натуре, может быть хорошей женой и хорошей хозяйкой.
Надя у меня —
девушка хороших правил, будет его удерживать, а то он от холостой жизни совсем избалуется».
Затем Леонид жалуется, что
девушки от него бегают.
И в этих мыслях бросилась
девушка на свою погибель, и действительно, только часом каким-нибудь и попользовалась…
«Кому я отдалась, на кого расточила я свои чистые девичьи ласки!» — должна думать теперь несчастная
девушка, и стыд горькой ошибки будет преследовать ее сильнее и дольше, нежели печаль об утраченной невинности.
Но тем не менее сватанье
девушки, заботы матери о ее выдаче, разговоры о женихах — все это может навести ужас на человека, который задумается над комедией…
А что она настаивает на согласии Маши выйти за Беневоленского, так это происходит от двух причин: во-первых, Беневоленский возьмется хлопотать об их деле в сенате, а во-вторых, она не может представить, чтобы
девушке было не все равно, за кого ни выходить замуж.
В этой-то среде и мается Марья Андреевна, простенькая и малоразвитая
девушка, но с натурой очень деликатною и благородною.
Понятно, что бедная
девушка обиделась, но мать никак не может понять, чем тут обижаться!
Как поденщик ищет работы, чиновник — места, нищий — подаяния, так
девушка должна искать жениха…
Над этим смеются современные либералы; но интересно бы знать, что же, в самом деле, станет у нас делать
девушка, не вышедшая замуж?
И в этого человека влюбляется неглупая
девушка, с хорошими чувствами!..
Но бывают в «темном царстве» и такие случаи, что неразумные бедняки женятся на бедных
девушках…
Есть еще в «Бедной невесте» одна
девушка, до такой степени симпатичная и высоконравственная, что так бы за ней и бросился, так и не расстался бы с ней, нашедши ее.
Но и эта
девушка уже забрызгана грязью чужих пороков.
Затем он старается ее выпроводить, и между ними происходит следующая сцена, раскрывающая перед нами чувства
девушки, изумительные по своей чистоте и благородству...
Здесь сила сознательной решимости проглядывает в каждом слове; все существо этой
девушки не придавлено и не убито; напротив, оно возвышено, просветлено созданием того добра, которое она приносит, отказываясь от прав своих на Беневоленского.
Да, эта
девушка сохранила в себе чистоту сердца и все благородство, доступное человеку.
Цитаты из русской классики со словом «девушки»
Ассоциации к слову «девушки»
Синонимы к слову «девушки»
Предложения со словом «девушка»
- Её немного раздражают молодые красивые девушки, и она рассматривает их исподтишка.
- – Да я зашла взять чайной крошки на шесть пенсов, – отвечала девушка нетвёрдым голосом, – но – ах! – я готова бы слушать вас вот так всю жизнь!
- – Хорошо, что вы не чёрные, – сказала девушка трём полосатым котятам.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «девушка»
Значение слова «девушка»
ДЕ́ВУШКА, -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. 1. Лицо женского пола, достигшее физической зрелости, но не состоящее в браке. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДЕВУШКА
Афоризмы русских писателей со словом «девушка»
Дополнительно