Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется
подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по личности Катерины.
Неточные совпадения
Ананий Яковлев, взятый не как малодушное исключение, а как тип, представляется нам клеветою на русскую натуру и русскую жизнь, которая так же мало способна развивать
характеры,
подобные Ананию, как и помещиков,
подобных Чеглову.
И так как Дикой и ему
подобные вовсе не способны отдать свое значение и свою силу без сопротивления, так как их влияние врезало уже глубокие следы в самом быте и потому не может быть уничтожено одним разом, то на патетические
характеры нечего и смотреть, как на что-нибудь серьезное.
Здесь-то и заключается тайна цельности
характеров, появляющихся в обстоятельствах,
подобных тем, какие мы видели в «Грозе», в обстановке, окружающей Катерину.
Несмотря на строгость формального закона, несмотря на ожесточенность грубого самодурства,
подобные шаги не представляют невозможности сами по себе, особенно для таких
характеров, как Катерина.
Последние видят здесь, конечно, величие духа, находят прототипы
подобных характеров в Иване Грозном и Петре Великом и даже иногда, для параллели, тревожат суровые добродетели спартанцев и древних римлян.
Неточные совпадения
Он один не изменялся в постоянно ровном
характере и всегда в
подобных случаях имел обыкновение говорить: «Знаем мы вас, генерал-губернаторов!
Впрочем, приезжий делал не всё пустые вопросы; он с чрезвычайною точностию расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, — словом, не пропустил ни одного значительного чиновника; но еще с большею точностию, если даже не с участием, расспросил обо всех значительных помещиках: сколько кто имеет душ крестьян, как далеко живет от города, какого даже
характера и как часто приезжает в город; расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии — повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому
подобного, и все так обстоятельно и с такою точностию, которая показывала более, чем одно простое любопытство.
Пусть он не знал, что это должно неизбежно возникнуть из сущности данных отношений между вашим и его
характером, он все-таки должен был на всякий случай приготовить вас к чему-нибудь
подобному, просто как к делу случайности, которой нельзя желать, которой незачем ждать, но которая все-таки может представиться: ведь за будущее никак нельзя ручаться, какие случайности может привести оно.
Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского все происходят вследствие столкновения двух партий — старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных. Ясно, что развязка
подобных столкновений, по самому существу дела, должна иметь довольно крутой
характер и отзываться случайностью.
Слабые попытки ее выказать свое значение ограничиваются только разве разговорами,
подобными следующему разговору Улиты Никитишны с Карпом Карпычем, в «Не сошлись
характерами».