Неточные совпадения
Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые
в его пьесах, старались уловить их общий
характер и допытаться, таков ли смысл этих явлений
в действительности, каким он представляется нам
в произведениях нашего драматурга.
В этой надежде и
в сознании того, что наше собственное мнение о смысле и
характере произведений Островского высказано уже довольно определенно, мы и сочли за лучшее оставить разбор «Грозы».
Правда, иногда объясняя
характер известного автора или произведения, критик сам может найти
в произведении то, чего
в нем вовсе нет.
Характеры действующих лиц должны быть ярко обозначены, и
в обнаружении их должна быть необходима постепенность, сообразно с развитием действия.
Строго определенных и отделанных
характеров в этой толпе ненужных лиц мы почти не находим, а о постепенности
в их обнаружении нечего и спрашивать.
Сами Дикой и Кабанова,
характеры наиболее
в genre'e г. Островского, представляют (по счастливому заключению г. Ахшарумова или кого-то другого
в этом роде) намеренную утрировку, близкую к пасквилю, и дают нам не живые лица, а «квинтэссенцию уродств» русской жизни.
Дайте мне понять
характер явления, его место
в ряду других, его смысл и значение
в общем ходе жизни, и поверьте, что этим путем вы приведете меня к правильному суждению о деле гораздо вернее, чем посредством всевозможных силлогизмов, подобранных для доказательства вашей мысли.
Но заметим, что и
в деле науки и литературы за великими личностями всегда сохранялся тот
характер, который мы обозначили выше, — сила естественных, живых стремлений.
В произведениях исторического
характера правда должна быть фактическая;
в беллетристике, где происшествия вымышлены, она заменяется логическою правдою, то есть разумной вероятностью и сообразностью с существующим ходом дел.
Возьмите хоть законодательную и административную сторону, которая хотя
в частных своих проявлениях всегда имеет много случайного, но
в общем своем
характере все-таки служат указателем положения народа.
Уже и
в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии
характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни», если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно.
Мы видели это особенно
в анализе
характера Русакова.
В других случаях он даже и не сознает хорошенько своей нелепости; но по сущности своего
характера непременно должен при всяком торжестве здравого смысла чувствовать такое же раздражение, как и тогда, когда приходится необходимость выдавать деньги.
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение, Островского; взаимные отношения самодурства, и безгласности доведены
в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, об его этюдах чисто комического
характера).
Затем самый
характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам
в самой ее гибели.
Дело
в том, что
характер Катерины, как он исполнен
в «Грозе», составляет шаг вперед не только
в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе.
Но чтобы внести их
в жизнь, надо побороть много препятствий, подставляемых Дикими, Кабановыми и т. п.; для преодоления препятствий нужны
характеры предприимчивые, решительные, настойчивые.
Теперь большая задача представлялась
в том, как же должен образоваться и проявиться
характер, требуемый у нас новым поворотом общественной жизни.
Нам кажется, что все их неудачи происходили оттого, что они просто логическим процессом доходили до убеждения, что такого
характера ищет русская жизнь, и затем кроили его сообразно с своими понятиями о требованиях доблести вообще и русской
в особенности.
Одно из двух: если Ананий, точно, сильная натура, как его и хочет представить автор, — тогда он гнев свой должен обратить прямо на причину своего несчастия, либо совсем преодолеть себя, по соображению, что тут никто не виноват; такие развязки постоянно мы и видим
в русской жизни, когда сильные
характеры сталкиваются с враждебными обстоятельствами.
Не так понят и выражен русский сильный
характер в «Грозе».
В этой цельности и гармонии
характера заключается его сила и существенная необходимость его
в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую внутреннюю силу, продолжают держаться внешнею механическою связью.
И так как Дикой и ему подобные вовсе не способны отдать свое значение и свою силу без сопротивления, так как их влияние врезало уже глубокие следы
в самом быте и потому не может быть уничтожено одним разом, то на патетические
характеры нечего и смотреть, как на что-нибудь серьезное.
Видя это, мы спрашивали себя: как же, однако, определятся новые стремления
в отдельной личности? какими чертами должен отличаться
характер, которым совершится решительный разрыв с старыми, нелепыми и насильственными отношениями жизни?
Решительный, цельный русский
характер, действующий
в среде Диких и Кабановых, является у Островского
в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения.
Здесь-то и заключается тайна цельности
характеров, появляющихся
в обстоятельствах, подобных тем, какие мы видели
в «Грозе»,
в обстановке, окружающей Катерину.
Таким образом, возникновение женского энергического
характера вполне соответствует тому положению, до какого доведено самодурство
в драме Островского.
Так и живет себе и воспитывает свой
характер, ни на что не годный, все
в тайной надежде, что вырвется как-нибудь на волю.
Такова основа всех действий
характера, изображенного
в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит
в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления
в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный
характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по личности Катерины.
Но
характеры сильные редко поддаются такому решительному заблуждению:
в них очень сильно требование ясности и реальности, оттого они не останавливаются на неопределенностях и стараются выбраться из них во что бы то ни стало.
Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее
характера, не растраченная
в мелочных выходках.
Поэтому самое искание свободы
в нем получает
характер уродливый и делается противным, как противен цинизм десятилетнего мальчика, без смысла и внутренней потребности повторяющего гадости, слышанные от больших.
Он почувствовал, что не отвлеченные верования, а жизненные факты управляют человеком, что не образ мыслей, не принципы, а натура нужна для образования и проявления крепкого
характера, и он умел создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи, не нося великих идей ни на языке, ни
в голове, самоотверженно идет до конца
в неровной борьбе и гибнет, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение.
Претендованные
в других творениях нашей литературы, сильные
характеры похожи на фонтанчики, бьющие довольно красиво и бойко, но зависящие
в своих проявлениях от постороннего механизма, подведенного к ним; Катерина, напротив, может быть уподоблена большой многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство;
характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается; ровное дно, хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запруживают ее — она бушует и прорывается
в другом месте.
Так и
в том
характере, который воспроизведен нам Островским: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Но нам кажется, что сообразнее с
характером и положением Катерины
в этом случае — придавать ее словам больше спокойствия и легкости.
Но нет, не таков
характер Катерины; не затем отразился
в ней новый тип, создаваемый русскою жизнью, — чтобы сказаться только бесплодной попыткой и погибнуть после первой неудачи.
Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого
характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и к сердцу каждого порядочного человека
в нашем обществе.
Оттого она не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твердость
характера, а даже напротив — является
в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется
в ее поступках.
В том и сила ее
характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше.
Но
в том-то и дело, что среда, подчиненная силе Диких и Кабановых, производит обыкновенно Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу, даже при столкновении с такими
характерами, как Катерина.
Впрочем, о значении материальной зависимости, как главной основы всей силы самодуров
в «темном царстве», мы пространно говорили
в наших прежних статьях. Поэтому здесь только напоминаем об этом, чтобы указать решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина
в «Грозе», и, следовательно, решительную необходимость
характера, который бы при данном положении готов был к такому концу.