Цитаты со словом «островский»
Если читатели не забыли, — мы пришли тогда к тому результату, что
Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны.
А между тем чего же яснее, — разве не говорили славянофилы: следует изображать русского человека добродетельным и доказывать, что корень всякого добра — жизнь по старине; в первых пьесах своих
Островский этого не соблюл, и потому «Семейная картина» и «Свои люди» недостойны его и объясняются только тем, что он еще подражал тогда Гоголю.
А западники разве не кричали: следует научать в комедии, что суеверие вредно, а
Островский колокольным звоном спасает от погибели одного из своих героев; следует вразумлять всех, что истинное благо состоит в образованности, а Островский в своей комедии позорит образованного Вихорева перед неучем Бородкиным; ясно, что «Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» — плохие пьесы.
А приверженцы художественности разве не провозглашали: искусство должно служить вечным и всеобщим требованиям эстетики, а
Островский в «Доходном месте» низвел искусство до служения жалким интересам минуты; потому «Доходное место» недостойно искусства и должно быть причислено к обличительной литературе!..
А г. Павлов (Н. Ф.) разве не извивался, давая разуметь такие положения: русская народная жизнь может дать материал только для балаганных представлений; в ней нет элементов для того, чтобы из нее состроить что-нибудь сообразное «вечным» требованиям искусства; очевидно поэтому, что
Островский, берущий сюжет из простонародной жизни, есть не более, как балаганный сочинитель…
Оказалось, по его соображениям, что
Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в ее лице опозорить русский мистицизм.
Давно уже все видят, что
Островский во многом удалился от старой сценической рутины, что в самом замысле каждой из его пьес есть условия, необходимо увлекающие его за пределы известной теории, на которую указали мы выше.
Но
Островский, как человек с сильным талантом и, следовательно, с чутьем истины, с инстинктивною наклонностью к естественным, здравым требованиям, не мог поддаться искушению, и произвол, даже самый широкий, всегда выходил у него сообразно действительности, произволом тяжелым, безобразным, беззаконным, — и в сущности пьесы всегда слышался протест против него.
«Гроза», как вы знаете, представляет нам идиллию «темного царства», которое мало-помалу освещает нам
Островский своим талантом.
Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе, около него вертелись наши лучшие писатели; но они умели только понять его надобность и не могли уразуметь и почувствовать его сущности; это сумел сделать
Островский.
Поприща, на котором
Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина?
Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии, но до которой в литературе нашей умели подниматься весьма немногие, и никто не умел на ней так хорошо держаться, как
Островский.
Островский дает их нам так, как они есть, и с особенным, свойственным ему уменьем рисует двумя-тремя чертами их полную незначительность, хотя, впрочем, не лишенную известной степени душевного благородства.
Цитаты из русской классики со словом «островский»
Ассоциации к слову «Островский»
Предложения со словом «островский»
- В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины.
- А.Н. Островский всегда точен в своих описаниях и вовсе не возводит напраслины на своих кошмарных героев.
- Н. Островский писал: «Любовь к родине, помноженная на ненависть к врагу, только такая любовь принесёт нам победу».
- (все предложения)
Значение слова «Островский»
Дополнительно