Цитаты со словом «пола»
После ужина он сбрасывал посуду со стола на
пол, если жена не успевала вовремя убрать ее, ставил перед собой бутылку водки и, опираясь спиной о стену, глухим голосом, наводившим тоску, выл песню, широко открывая рот и закрыв глаза.
И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал
пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд.
Голос у нее был сочный, ясный, рот маленький, пухлый, и вся она была круглая, свежая. Раздевшись, она крепко потерла румяные щеки маленькими, красными от холода руками и быстро прошла в комнату, звучно топая по
полу каблуками ботинок.
Один из парней, пришедших с Павлом, был рыжий, кудрявый, с веселыми зелеными глазами, ему, должно быть, хотелось что-то сказать, и он нетерпеливо двигался; другой, светловолосый, коротко остриженный, гладил себя ладонью по голове и смотрел в
пол, лица его не было видно.
— Вот какая вы! — сказала Власова. — Родителей лишились и всего, — она не умела докончить своей мысли, вздохнула и замолчала, глядя в лицо Наташи, чувствуя к ней благодарность за что-то. Она сидела на
полу перед ней, а девушка задумчиво улыбалась, наклонив голову.
Что-то близкое зависти коснулось сердца Власовой. Поднимаясь с
пола, она грустно проговорила...
Было слышно, как хохол медленно встал и начал ходить. По
полу шаркали его босые ноги. И раздался тихий, заунывный свист. Потом снова загудел его голос...
Хохол тяжело возил ноги по
полу, и снова в комнате дрожал его тихий свист. Потом он спросил...
Офицер быстро хватал книги тонкими пальцами белой руки, перелистывал их, встряхивал и ловким движением кисти отбрасывал в сторону. Порою книга мягко шлепалась на
пол. Все молчали, было слышно тяжелое сопение вспотевших жандармов, звякали шпоры, иногда раздавался негромкий вопрос...
— А зачем это нужно — бросать книги на
пол?
Один жандарм нагнулся и, искоса глядя на Весовщикова, стал подбирать с
пола растрепанные книги…
— Выведите вон этого скота! — сказал офицер. Двое жандармов взяли Николая под руки, грубо повели его в кухню. Там он остановился, крепко упираясь ногами в
пол, и крикнул...
Заложив руки за спину, Павел медленно ходил по комнате, перешагивая через книги и белье, валявшееся на
полу, говорил угрюмо...
В комнате непрерывно звучали два голоса, обнимаясь и борясь друг с другом в возбужденной игре. Шагал Павел, скрипел
пол под его ногами. Когда он говорил, все звуки тонули в его речи, а когда спокойно и медленно лился тяжелый голос Рыбина, — был слышен стук маятника и тихий треск мороза, щупавшего стены дома острыми когтями.
Они тычутся из стороны в сторону в поисках выхода, хватаются за все сильными, но слепыми руками, трясут, передвигают с места на место, роняют на
пол и давят упавшее ногами.
Медленно прошел день, бессонная ночь и еще более медленно другой день. Она ждала кого-то, но никто не являлся. Наступил вечер. И — ночь. Вздыхал и шаркал по стене холодный дождь, в трубе гудело, под
полом возилось что-то. С крыши капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со стуком часов. Казалось, весь дом тихо качается, и все вокруг было ненужным, омертвело в тоске…
Девушка быстро расстегнула пальто, встряхнулась, и с нее, точно листья с дерева, посыпались на
пол, шелестя, пачки бумаги. Мать, смеясь, подбирала их с пола и говорила...
— Они, Иван Иванович, хохочут, — им это приятно, хотя дело касается разрушения государства, как сказали господин директор. Тут, Иван Иванович, не
полоть, а пахать надо…
Его оживление отталкивало тревогу, посеянную Рыбиным. Хохол ходил по комнате, потирая рукой голову, и, глядя в
пол, говорил...
— Да, холодно, должно быть. На
полу мерзлые тараканы валяются. И мыши тоже померзли. Ты, Пелагея Ниловна, позволь мне у тебя ночевать, — можно? — глухо спросил он, не глядя на нее.
— Нет, виноватые должны быть, — они тут! Я тебе скажу — нам надо всю жизнь перепахать, как сорное
поле, — без пощады!
Он замолчал. Когда мать вышла в кухню, он сидел на
полу, раздувая самовар. Не глядя на нее, хохол начал снова...
Сидя на
полу, хохол вытянул ноги по обе стороны самовара — смотрел на него. Мать стояла у двери, ласково и грустно остановив глаза на круглом затылке Андрея и длинной согнутой шее его. Он откинул корпус назад, уперся руками в пол, взглянул на мать и сына немного покрасневшими глазами и, мигая, негромко сказал...
Едешь зимой
полем, впереди что-то живое мельтешит, а что оно?
— Я пойду в
поле, похожу…
— Ну да! — ответил хохол, спрыгнув с постели. — Вот что — идемте в
поле, гулять. Ночь лунная, хорошая. Идем?
Кто-то из них шлепнул босыми ногами о
пол, кто-то сладко зевнул…
На
поле дети играли в мяч, было их много, и мяч был красный.
Она быстро побежала к церкви, стоявшей посреди
поля, к белой, легкой церкви, построенной словно из облаков и неизмеримо высокой.
— Взять их! — вдруг крикнул священник, останавливаясь посреди церкви. Риза исчезла с него, на лице появились седые, строгие усы. Все бросились бежать, и дьякон побежал, швырнув кадило в сторону, схватившись руками за голову, точно хохол. Мать уронила ребенка на
пол, под ноги людей, они обегали его стороной, боязливо оглядываясь на голое тельце, а она встала на колени и кричала им...
Она проснулась, охваченная дрожью. Как будто чья-то шершавая, тяжелая рука схватила сердце ее и, зло играя, тихонько жмет его. Настойчиво гудел призыв на работу, она определила, что это уже второй. В комнате беспорядочно валялись книги, одежда, — все было сдвинуто, разворочено,
пол затоптан.
Она встала и, не умываясь, не молясь богу, начала прибирать комнату. В кухне на глаза ей попалась палка с куском кумача, она неприязненно взяла ее в руки и хотела сунуть под печку, но, вздохнув, сняла с нее обрывок знамени, тщательно сложила красный лоскут и спрятала его в карман, а палку переломила о колено и бросила на шесток. Потом вымыла окна и
пол холодной водой, поставила самовар, оделась. Села в кухне у окна, и снова перед нею встал вопрос...
Она собралась к нему на четвертый день после его посещения. Когда телега с двумя ее сундуками выехала из слободки в
поле, она, обернувшись назад, вдруг почувствовала, что навсегда бросает место, где прошла темная и тяжелая полоса ее жизни, где началась другая, — полная нового горя и радости, быстро поглощавшая дни.
— Шагай! — говорил он бесцветным голосом и смешно выкидывал свои кривые ноги в тяжелых сапогах с присохшей грязью. Мать оглянулась вокруг. В
поле было пусто, как в душе…
Николай Иванович жил на окраине города, в пустынной улице, в маленьком зеленом флигеле, пристроенном к двухэтажному, распухшему от старости, темному дому. Перед флигелем был густой палисадник, и в окна трех комнат квартиры ласково заглядывали ветви сиреней, акаций, серебряные листья молодых тополей. В комнатах было тихо, чисто, на
полу безмолвно дрожали узорчатые тени, по стенам тянулись полки, тесно уставленные книгами, и висели портреты каких-то строгих людей.
— Цветы-то надо
полить! — сказала мать, пощупав землю в горшках с цветами на окнах.
Полив цветы и уложив правильной стопой разбросанные на пианино ноты, она посмотрела на самовар и заметила...
Рано утром она вычистила самовар, вскипятила его, бесшумно собрала посуду и, сидя в кухне, стала ожидать, когда проснется Николай. Раздался его кашель, и он вошел в дверь, одной рукой держа очки, другой прикрывая горло. Ответив на его приветствие, она унесла самовар в комнату, а он стал умываться, расплескивая на
пол воду, роняя мыло, зубную щетку и фыркая на себя.
Около полудня явилась дама в черном платье, высокая и стройная. Когда мать отперла ей дверь, она бросила на
пол маленький желтый чемодан и, быстро схватив руку Власовой, спросила...
И почему-то пред ней вставала из темной ямы прошлого одна обида, давно забытая, но воскресавшая теперь с горькой ясностью. Однажды покойник муж пришел домой поздно ночью, сильно пьяный, схватил ее за руку, сбросил с постели на
пол, ударил в бок ногой и сказал...
Женщины молча прошли по улицам города, вышли в
поле и зашагали плечо к плечу по широкой, избитой дороге между двумя рядами старых берез.
Иногда Софья негромко, но красиво пела какие-то новые песни о небе, о любви или вдруг начинала рассказывать стихи о
поле и лесах, о Волге, а мать, улыбаясь, слушала и невольно покачивала головой в ритм стиха, поддаваясь музыке его.
На третий день пришли к селу; мать спросила мужика, работавшего в
поле, где дегтярный завод, и скоро они спустились по крутой лесной тропинке, — корни деревьев лежали на ней, как ступени, — на небольшую круглую поляну, засоренную углем и щепой, залитую дегтем.
Разговор оборвался. Заботливо кружились пчелы и осы, звеня в тишине и оттеняя ее. Чирикали птицы, и где-то далеко звучала песня, плутая по
полям. Помолчав, Рыбин сказал...
Они шли с Николаем по разным сторонам улицы, и матери было смешно и приятно видеть, как Весовщиков тяжело шагал, опустив голову и путаясь ногами в длинных
полах рыжего пальто, и как он поправлял шляпу, сползавшую ему на нос.
По всем направлениям кладбища расходились люди, за ними, между могил, тяжело шагали полицейские, неуклюже путаясь в
полах шинелей, ругаясь и размахивая шашками. Парень провожал их волчьим взглядом.
— Скорее! — торопила мать, быстро шагая к маленькой калитке в ограде кладбища. Ей казалось, что там, за оградой, в
поле спряталась и ждет их полиция и, как только они выйдут, — она бросится на них, начнет бить. Но когда, осторожно открыв дверку, она выглянула в поле, одетое серыми тканями осенних сумерек, — тишина и безлюдье сразу успокоили ее.
Мать наскоро перевязала рану. Вид крови наполнял ей грудь жалостью, и, когда пальцы ее ощущали влажную теплоту, дрожь ужаса охватывала ее. Она молча и быстро повела раненого
полем, держа его за руку. Освободив рот, он с усмешкой в голосе говорил...
Цитаты из русской классики со словом «пола»
И сквозь стеклянную дверь: все в комнате рассыпано, перевернуто, скомкано. Впопыхах опрокинутый стул — ничком, всеми четырьмя ногами вверх — как издохшая скотина. Кровать — как-то нелепо, наискось отодвинутая от стены. На
полу — осыпавшиеся, затоптанные лепестки розовых талонов.
Ногою в зеленой сафьяновой туфле она безжалостно затолкала под стол книги, свалившиеся на
пол, сдвинула вещи со стола на один его край, к занавешенному темной тканью окну, делая все это очень быстро. Клим сел на кушетку, присматриваясь. Углы комнаты были сглажены драпировками, треть ее отделялась китайской ширмой, из-за ширмы был виден кусок кровати, окно в ногах ее занавешено толстым ковром тускло красного цвета, такой же ковер покрывал
пол. Теплый воздух комнаты густо напитан духами.
Обычная обстановка бедного холостого студента: провисшая, неубранная кровать со скомканным одеялом, хромой стол и на нем подсвечник без свечи, несколько книжек на
полу и на столе, окурки повсюду, а напротив кровати, вдоль другой стены — старый-престарый диван, на котором сейчас спал и храпел, широко раскрыв рот, какой-то чернокудрый и черноусый молодой человек.
В зале стояла мебель из гостиной, в гостиной — из залы; на нескольких стульях было разбросано платье и валялись на
полу сапоги; на столе стоял чайный прибор и недоеденный кусок ростбифа.
Илья Ильич лежал небрежно на диване, играя туфлей, ронял ее на
пол, поднимал на воздух, повертит там, она упадет, он подхватывает с
пола ногой… Вошел Захар и стал у дверей.
Ассоциации к слову «пола»
Предложения со словом «пола»
- Так могло бы выглядеть огромное поле боя, покрытое воронками и свежими ранами войны.
- Мы же не надеваем на аниматоров мужского пола платье прекрасной принцессы?
- Если на плод женского пола действует мужской половой гормон тестостерон, рождённая девочка может обладать сильными, волевыми и, что значительно хуже, мужеподобными свойствами характера.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «пола»
Значение слова «пола»
ПОЛА́, -ы́, мн. по́лы, ж. Одна из половин, нижний край каждой из половин распахивающейся спереди одежды (пальто, пиджака и т. п.). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПОЛА
Афоризмы русских писателей со словом «пола»
- Позвольте скрыть мне все: мой пол и возраст,
Цвет кожи, веру, даже день рожденья
И вообще все то, что можно скрыть.
А скрыть нельзя — отсутствие таланта
И кое-что еще, остальное ж
Скрывайте на здоровье.
- Луг, болото, поле, поле
Над речонкой ивы.
Сладко дышится на воле,
Все цветы красивы!
- Мир на земле, мир людям доброй воли,
Мир людям воли злой желаю я.
Мир тем, кто ослеплён на бранном поле,
Мир тем, в чьих тёмных снах живёт змея.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно