Тогда в сфере мысли «испугались всесильного господства
начал разума, которое провозгласила материалистическая философия XVIII века; в сфере практической жизни и политики — самодержавия народа, которое провозгласил Руссо.
Неточные совпадения
Восток, как это известно, является частью преобладания
начал эмоциональных, чувственных над
началами интеллекта,
разума: он предпочитает исследованию — умозрение, научной гипотезе — метафизический догмат. Европеец — вождь и хозяин своей мысли; человек Востока — раб и слуга своей фантазии. Этот древний человек был творцом большинства религий, основоположником наиболее мрачной метафизики; он чувствует, но не изучает, и его способность объединять свой опыт в научные формы — сравнительно ничтожна.
Явные и постоянные черты всякой реакции всегда выражаются в том, что победители
начинают бояться
разума, которым они пользовались как оружием и силу которого хорошо знают; побежденные же сомневаются в силе
разума, мировое творческое значение которого не вполне ясно им, ибо побежденным является народ, а его, как известно, не очень охотно знакомят с могуществом
разума и науки.
Страх перед
разумом вызывает у победителей стремление подорвать его силы: они
начинают говорить об ограниченности
разума, о том, что исследование не способно разрешить загадки бытия, ставят на место изучения умозрение, на место исследования — созерцание.
Романтики
начала XIX века предпочитали практической деятельности свободную игру фантазии, созерцание — исследованию, религию — науке, веру —
разуму.
Одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое
начало разума, которое мы получаем от неба.
Неточные совпадения
Потупился, задумался, // В тележке сидя, поп // И молвил: — Православные! // Роптать на Бога грех, // Несу мой крест с терпением, // Живу… а как? Послушайте! // Скажу вам правду-истину, // А вы крестьянским
разумом // Смекайте! — // «
Начинай!»
В другой раз он
начал с того, что убеждал обывателей уверовать в богиню
Разума, и кончил тем, что просил признать непогрешимость папы.
— Да, так видите, панове, что войны не можно
начать. Рыцарская честь не велит. А по своему бедному
разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних молодых, пусть немного пошарпают берега Натолии. [Натолия — Анаталия — черноморское побережье Турции.] Как думаете, панове?
— Не знаком. Ну, так вот… Они учили, что Эон — безначален, но некоторые утверждали
начало его в соборности мышления о нем, в стремлении познать его, а из этого стремления и возникла соприсущая Эону мысль — Эннойя… Это — не
разум, а сила, двигающая
разумом из глубины чистейшего духа, отрешенного от земли и плоти…
— Печально, когда человек сосредоточивается на плотском своем существе и на
разуме, отметая или угнетая дух свой,
начало вселенское. Аристотель в «Политике» сказал, что человек вне общества — или бог или зверь. Богоподобных людей — не встречала, а зверье среди них — мелкие грызуны или же барсуки, которые защищают вонью жизнь свою и нору.