В Петербурге Райский поступил в юнкера: он с одушевлением скакал во фронте, млея и горя, с бегающими по спине мурашками, при звуках полковой музыки, вытягивался, стуча саблей и шпорами, при встрече с генералами, а по вечерам в удалой компании на тройках уносился за город, на веселые пикники, или брал уроки жизни и любви у столичных русских и нерусских «Армид», в том
волшебном царстве, где «гаснет вера в лучший край».
Целые миры отверзались перед ним, понеслись видения, открылись
волшебные страны. У Райского широко открылись глаза и уши: он видел только фигуру человека в одном жилете, свеча освещала мокрый лоб, глаз было не видно. Борис пристально смотрел на него, как, бывало, на Васюкова.
А дает человеческой фигуре, в картине, огонь, жизнь — одна
волшебная точка, штрих; страсть в звуки вливает — одна нервная дрожь пальца!
Изменялись краски этого
волшебного узора, который он подбирал как художник и как нежный влюбленный, изменялся беспрестанно он сам, то падая в прах к ногам идола, то вставая и громя хохотом свои муки и счастье.
Напрасно он звал на помощь две
волшебные учительские точки, те две искры, которыми вдруг засветились глаза Софьи под его кистью.