Конечно, вольному воля: недавно еще один критик пытался доказать, что основная идея комедии «
Не в свои сани не садись» состоит в том, что безнравственно купчихе лезти замуж за дворянина, а гораздо благонравнее выйти за ровню, по приказу родительскому.
А западники разве не кричали: следует научать в комедии, что суеверие вредно, а Островский колокольным звоном спасает от погибели одного из своих героев; следует вразумлять всех, что истинное благо состоит в образованности, а Островский в своей комедии позорит образованного Вихорева перед неучем Бородкиным; ясно, что «
Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» — плохие пьесы.
Бывали с этим колоссом и такие случаи: в семидесятых годах, во время самарского голода, был в Москве, в Немчиновке, поставлен спектакль в пользу голодающих. Шло «
Не в свои сани не садись». Русакова играл Николай Христофорович, а остальных изображал цвет московских любителей: В. А. Mорозова (Дуню), Н. Л. Очкина, С. А. Кунича, Дм. И. Попов и другие.
Хрущов. За что? Дитя мое, за что вы меня оскорбили? Впрочем, я глупец. Так мне и нужно:
не в свои сани не садись! Прощайте! (Идет к двери.)
Я его видел тогда в трех ролях: Загорецкого, Хлестакова и Вихорева («
Не в свои сани не садись»). Хлестаков выходил у него слишком «умно», как замечал кто-то в «Москвитянине» того времени. Игра была бойкая, приятная, но без той особой ноты в создании наивно-пустейшего хлыща, без которой Хлестаков не будет понятен. И этот оттенок впоследствии (спустя с лишком двадцать лет) гораздо более удавался М.П.Садовскому, который долго оставался нашим лучшим Хлестаковым.
Неточные совпадения
Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась:
в назначенный день она должна была
не ужинать и удалиться
в свою комнату под предлогом головной боли. Девушка ее была
в заговоре; обе они должны были выйти
в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые
сани,
садиться в них и ехать за пять верст от Ненарадова
в село Жадрино, прямо
в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать.
Атаман, на которого все взоры устремлены, ходя около
саней своих и приближаясь к ним как будто для того, чтоб
садиться, и опять отходя,
не раз заставляет их ошибаться
в сигнале; наконец он действительно бросается
в санки, дает знак, пускает во всю прыть лошадь
свою, и за ним скачет все собравшееся войско.
— Нет, извините, я завтра
не буду; я уж завтра того, коль теперь
не так… — Господин Бобыницын проворчал что-то еще сквозь зубы, шаркнул сапожищем,
сел в свои сани и уехал.
А я еще тогда самой-то говорила: «Эх, Максимовна,
не садись, мол,
не в свои сани: вспомянешь ты меня, да поздно будет».
Софья Львовна почувствовала во всем теле слабость и пала духом; то, что она заставила монашенку
сесть в сани и прокатиться на тройке,
в нетрезвой компании, казалось ей уже глупым, бестактным и похожим на кощунство; вместе с хмелем у нее прошло и желание обманывать себя, и для нее уже ясно было, что мужа
своего она
не любит и любить
не может, что все вздор и глупость.