Один из современных сынов Достоевского, поместившийся под знаком «вечности», пишет: «Над бездной всеобщего и окончательного небытия хотят позитивисты устроить жизнь, облегчить существование, ослабить страдания этого малого, короткого, узкого, призрачного в своей бессмысленности бытия. Веселые позитивисты, поющие хвалу жизни, должны понимать жизнь как «пир во время чумы»… Только опустошенные, плоские, лакейски-самодовольные души не
чувствуют ужаса этой «чумы» и невозможности этого «пира».
Беспредельное море, бушуя и воя, вздымает и опускает водяные горы, а пловец спокойно сидит в лодке, доверяясь утлому своему суденышку, не
чувствуя ужаса от бушующей кругом беспредельности.
Неточные совпадения
С
ужасом человек
чувствует над собой власть страшной силы, но противиться ей нет ни воли, ни даже желания.
Мне рассказывала одна моя знакомая: до семнадцати лет она безвыездно жила в городе, животных, как все горожане, видела мало и знала еще меньше. Когда она в первый раз стала читать Толстого и через него
почувствовала животных, ее охватил непередаваемый, странный, почти мистический
ужас. Этот
ужас она сравнивает с ощущением человека, который бы увидел, что все неодушевленные предметы вокруг него вдруг зашевелились, зашептались и зажили неожиданною, тайною жизнью.
В изумлении поглядели бы на плачущего на Алешу Наташа Ростова или дядя Ерошка. Как чужды, непонятны были бы им его клятвы любить во веки веков землю и жизнь! Душа целостно и радостно сливается с жизнью мира, — какие же тут возможны клятвы, для чего они? Не станет ребенок клясться перед собою в любви к матери. Но с исступлением Алеши будет клясться пасынок в любви к прекрасной мачехе, с
ужасом чувствуя, что нет у него в душе этой любви.
Долли наблюдает деревенскую жизнь Анны и Вронского,
чувствует безнадежно мертвую сердцевину их наружно блестящей жизни; с
ужасом выслушивает признание Анны о ее решении не иметь больше детей, о способах к этому.
«С странным для него выражением холодного отчаяния на лице она рассталась с ним. Она
чувствовала, что в эту минуту не могла выразить словами того чувства стыда, радости и
ужаса перед этим вступлением в новую жизнь».
Все люди
чувствуют бессознательно этот
ужас, и жизнь их заключается в одном, — в «спасении от жизни»: «все спасаются от жизни, кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто политикой, кто вином.
Французы отступают из сожженной Москвы и гонят с собою пленных. Новые
ужасы развертываются перед Пьером. Отстающих пленных пристреливают. «Пьер
чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он
чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в, душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
В этой иллюзии держит человека Аполлон. Он — бог «обманчивого» реального мира. Околдованный чарами солнечного бога, человек видит в жизни радость, гармонию, красоту, не
чувствует окружающих бездн и
ужасов. Страдание индивидуума Аполлон побеждает светозарным прославлением вечности явления. Скорбь вылыгается из черт природы. Охваченный аполлоновскою иллюзией, человек слеп к скорби и страданию вселенной.
Человек теперь видит повсюду абсурды и
ужасы бытия,
чувствует душою страшную мудрость лесного бога Силена.
Ужасы и скорби не в силах были опровергнуть в его глазах основной божественности жизни, которую он непрестанно
чувствовал душою.
— Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе,
почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть.
Я, может быть, одна из всех, которая
чувствует ужас своего положения, эту черную, вонючую, грязную яму.
И тут только, избавившись от плена единственной и чуждой мысли, Саша
почувствовал ужас и понял впервые, что такое ужас. Закружился, как подстреленный, и громко забормотал:
Отчаяние, тоска охватили меня… Я
чувствовала ужас, холодный ужас перед неизбежным! Точно что-то упало внутри меня. А слез не было. Они жгли глаза, не выливаясь наружу…
Неточные совпадения
Она
чувствовала, что в эту минуту не могла выразить словами того чувства стыда, радости и
ужаса пред этим вступлением в новую жизнь и не хотела говорить об этом, опошливать это чувство неточными словами.
Она перелетела ее, как птица; но в это самое время Вронский, к
ужасу своему,
почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло.
Она представила, как он копошился в мешке.
Ужас был на ее лице. И Вронский, вспоминая свой сон,
чувствовал такой же
ужас, наполнявший его душу.
— Вот и я, — сказал князь. — Я жил за границей, читал газеты и, признаюсь, еще до Болгарских
ужасов никак не понимал, почему все Русские так вдруг полюбили братьев Славян, а я никакой к ним любви не
чувствую? Я очень огорчался, думал, что я урод или что так Карлсбад на меня действует. Но, приехав сюда, я успокоился, я вижу, что и кроме меня есть люди, интересующиеся только Россией, а не братьями Славянами. Вот и Константин.
Левины жили уже третий месяц в Москве. Уже давно прошел тот срок, когда, по самым верным расчетам людей знающих эти дела, Кити должна была родить; а она всё еще носила, и ни по чему не было заметно, чтобы время было ближе теперь, чем два месяца назад. И доктор, и акушерка, и Долли, и мать, и в особенности Левин, без
ужаса не могший подумать о приближавшемся, начинали испытывать нетерпение и беспокойство; одна Кити
чувствовала себя совершенно спокойною и счастливою.