Неточные совпадения
Для того, кто уяснит себе эту действительную точку зрения оккультизма, отпадает также и возражение, будто чрез то, что положение
вещей в известном
смысле предопределимо, становится невозможной какая-либо свобода человека.
Так, символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура понятия, иногда целой совокупности понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом
смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма; он возникает по определенному поводу, цепляется за
вещи лишь в предуказанных точках, его реализм частичен, акцидентален.
Таким образом, по
смыслу учения Аристотеля, формы существуют не «в умном месте» Платона, а только в
вещах.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том
смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.]
вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Вещь в себе трансцендентна опыту, — категории феноменального мира неприложимы к ноумену, совершенно в том же
смысле и по тем же, в сущности, основаниям, по каким, напр., И. Ск.
Противоречивость тезиса и антитезиса разрешается Кантом, как известно, в том
смысле, что свободу он относит к интеллигибельной
вещи в себе, а причинность к миру явлений, соответственно своей философии.
В другом месте он говорит: «Это сказано, однако, не в том
смысле, будто я совсем не могу заблуждаться: ибо некоторые
вещи недостаточно выяснены, и они описаны как бы с единого взгляда на великого Бога, ибо колесо природы обращается слишком быстро, и человек своим полумертвым и косным постижением не может достаточно охватить их» (331, § 41).
Таков, по Платону, окружающий нас телесный мир: каждая
вещь в нем находится между миром идей (причастна идее) и небытием.] в
смысле Платона).
Но они совершенно бесполезны как для познания других
вещей, так и бытия их, ибо не находятся в причастных им
вещах;· ведь в таком случае они могли бы, быть может, являться причиной в таком
смысле, как примесь белого есть причина того, что нечто бело…
В самом деле, против мнимого платоновского дуализма, разъединяющего и противопоставляющего идеи и явления, Аристотель утверждает их неразрывность: идея есть движущее начало, цель, причина, энтелехия, она имманентна
вещи и, однако, есть для нее prius, онтологически ей предшествует, т. е. ей в известном
смысле трансцендентна.
Другими словами, антитезу между номинализмом и реализмом можно примирить в
смысле соединения обоих, ибо понятия суть одновременно и realia и nomina [
Вещи и имена (лат.).
Отношение идей к
вещам, Софии к миру, есть отношение сверхвременного (и в этом
смысле вечного) к временному.
Неточные совпадения
Эффект, производимый речами княгини Мягкой, всегда был одинаков, и секрет производимого ею эффекта состоял в том, что она говорила хотя и не совсем кстати, как теперь, но простые
вещи, имеющие
смысл. В обществе, где она жила, такие слова производили действие самой остроумной шутки. Княгиня Мягкая не могла понять, отчего это так действовало, но знала, что это так действовало, и пользовалась этим.
— Это все равно-с, — ответил Порфирий Петрович, холодно принимая разъяснение о финансах, — а впрочем, можно вам и прямо, если захотите, написать ко мне, в том же
смысле, что вот, известясь о том-то и объявляя о таких-то моих
вещах, прошу…
В этом
смысле социализм, вне утопии и мифа, есть очень элементарная и маленькая
вещь — устранение безобразной эксплуатации и непереносимых классовых неравенств.
Ошибаться может каждый, ошибки могут быть нелепы, если человек судит о
вещах, чуждых его понятиям; но было бы несправедливо выводить из нелепых промахов Марьи Алексевны, что ее расположение к Лопухову основывалось лишь на этих вздорах: нет, никакие фантазии о богатой невесте и благочестии Филиппа Эгалите ни на минуту не затмили бы ее здравого
смысла, если бы в действительных поступках и словах Лопухова было заметно для нее хотя что-нибудь подозрительное.
В этом
смысле ученье мое шло даже хуже, нежели ученье старших братьев и сестер. Тех мучили, но в ученье их все-таки присутствовала хоть какая-нибудь последовательность, а кроме того, их было пятеро, и они имели возможность проверять друг друга. Эта проверка установлялась сама собою, по естественному ходу
вещей, и несомненно помогала им. Меня не мучили, но зато и помощи я ниоткуда не имел.