Следовательно, это не есть расширение познания о данных сверхчувственных предметах, но расширение теоретическою разума и его познания по отношению к сверхчувственному вообще, поскольку это побуждает нас допустить, что есть такие предметы, хотя мы и
не имеем возможности определить их точнее, значит расширить наше познание об объектах.
Самодостоверным основанием для философии, относительно которого она уже
не имеет возможности сомневаться и далее проблематизировать, следовательно, уже принципиально не проблематичным, а догматичным (ибо догматичность и есть философская антитеза проблематичности), является, бесспорно, мышление: cogito — ergo sum [Мыслю, следовательно существую (лат.) — одно из основных положений философии Р. Декарта.], говорит о себе философия.
Неточные совпадения
Эта эволюция
не имеет конца и предела; абсолютное для этого радикального эволюционизма существует лишь в качестве
возможности беспредельного движения, т. е. «дурной бесконечности» [«Дурная, или отрицательная, бесконечность, — по Гегелю, — есть
не что иное, как отрицание конечного, которое, однако, снова возникает и, следовательно,
не снимается; или, иными словами, эта бесконечность выражает только долженствование снятия конечного» (Гегель.
Может быть два значения этого
не по смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем
не относится): первое соответствует полному отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное существование, но
не возможность существовать, которое поэтому, так как оно
имеет пред собой бытие, как
возможность существовать, хотя и
не есть существующее, однако
не так, чтобы оно
не могло быть существующим.
Словом праздна, по мнению св. Григория Нисского, выражается, что «
не была еще в действительности,
имела же бытие в одной только
возможности, а словом безразлична — что качества еще
не были отделены одно от другого и
не могли быть познаваемы каждое в особенности и само по себе, но все представлялось взору в каком-то слитном и безраздельном качестве,
не усматривалось в подлежащем ни цвета, ни образа, ни объема, ни тяжести, ни количества, ни чего-либо иного ему подобного, отдельно в себе самом взятого» (Творения св. Григория епископа Нисского, часть 1.
Само собою разумеется, что образ, в отличие от Первообраза,
имеет эту черту лишь как формальную
возможность, жажду, порыв, выражающийся в жесте, который
не следует смешивать с действием.
Мы
не имеем прямого понятия о времени ангелов, однако косвенно можем заключить, что ангельское время концентрированнее, гуще, нежели пористое, медленное время человека, чем и обусловлена
возможность продолжительного исторического процесса.
Это ее свойство по существу также
не связано с теперешним греховным состоянием человечества, ибо и в райском своем состоянии человечество
имело ту же основу бытия в творческой свободе своей (благодаря чему и явилась
возможность грехопадения).
В самой природе — хотя
не Бога, а человека и вообще твари — заложена
возможность не только блаженства, но и муки, причем индивидуальная неповторяемость человеческой личности простирается и на это: всякий лик бытия
имеет не только свою светлую сторону, но и свою особую изнанку или тень.
В то же время мы
не имеем и
возможности утверждать, чтобы создание Божие, как бы ни было омрачено и извращено оно злом, оказалось непоправимо, радикально, онтологически извращено, — это значило бы приписать злу субстанциальность, творческую самобытность, которой оно
не имеет.
— А пребываем здесь потому, ваше благородие, как, будучи объявлены беженцами,
не имеем возможности двигаться. Конечно, уехать можно бы, но для того надобно получить заработанные нами деньги. Сюда нас доставили бесплатно, а дальше, от Риги, начинается тайная торговля. За посадку в вагоны на Орел с нас требуют полсотни. Деньги — не малые, однако и пятак велик, ежели нет его.
Неточные совпадения
Когда человек и без законов
имеет возможность делать все, что угодно, то странно подозревать его в честолюбии за такое действие, которое
не только
не распространяет, но именно ограничивает эту
возможность.
Была ли у них история, были ли в этой истории моменты, когда они
имели возможность проявить свою самостоятельность? — ничего они
не помнили.
Вопроса же о других верованиях и их отношениях к Божеству я
не имею права и
возможности решить».
Вопрос о
возможности иметь детей был давно спорный и раздражавший ее. Его желание
иметь детей она объясняла себе тем, что он
не дорожил ее красотой.
Штука упала сверху. Купец ее развернул еще с большим искусством, поймал другой конец и развернул точно шелковую материю, поднес ее Чичикову так, что <тот>
имел возможность не только рассмотреть его, но даже понюхать, сказавши только: