Во всяком случае, — и этому необходимо давать надлежащий вес при оценке Мейстера Эккегарта, — художник слова и спекулятивный метафизик слишком сильно и явно дают себя знать в его сочинениях, чтобы можно было принимать все его идеи за религиозно-мистические интуиции и откровения, и никогда нельзя уверенно сказать, опирается ли проповедь Эккегарта на опытные переживания, или же она рождается из загоревшихся в душе его художественных образов и спекулятивных идей, которые он превращает в задачу для осуществления опытным
мистическим путем.
Неточные совпадения
Бог, как Трансцендентное, бесконечно, абсолютно далек и чужд миру, к Нему нет и не может быть никаких закономерных, методических
путей, но именно поэтому Он в снисхождении Своем становится бесконечно близок нам, есть самое близкое, самое интимное, самое внутреннее, самое имманентное в нас, находится ближе к нам, чем мы сами [Эту мысль с особенной яркостью в
мистической литературе из восточных церковных писателей выражает Николай Кавасила (XIV век), из западных Фома Кемпийский (О подражании Христу).
Вообще
путь оккультного и даже
мистического постижении мира отнюдь не есть необходимо
путь религиозный, хотя и может соединяться с ним.
Плотин учит «умному деланию» (по выражению аскетов), показуя
путь мистического постижения того, что столь бледными и схематическими чертами изображает философствующий разум.
Ср. введение Классена к I тому его издания избранных сочинений Беме.], начинает изложение своих
мистических прозрений в своем трактате «О божественной и истинной метафизике» [Цитируется по готовящемуся к печати новому изданию «
Пути», которое представляет собой перепечатку (с несущественными изменениями) масонского, Новиковского издания начала XIX века.] главой (I) «о неоткровенной Вечности», в которой кратко, но достаточно ясно формулирует основные начала отрицательного богословия, являющиеся для него prius всего богословствования.
Можно различить три
пути религиозного сознания: богопознание more geometrico или analytico, more naturali или mystico и more historico или cmpirico [Геометрическое или аналитическое, натуральное (естественное) или
мистическое и историческое или эмпирическое (опытное) (лат.).], — отвлеченное мышление,
мистическое самоуглубление и религиозное откровение, причем первые два
пути получают надлежащее значение только в связи с третьим, но становятся ложны, как только утверждаются в своей обособленности.
См. также характеристику творчества Скрябина («обреченный апокалиптик», «эротизм», «похоть
мистической власти» и т. д.) в кн.: Флоровского Г.
Пути русского богословия.
Возможны и постоянно появляются все новые попытки устранить или обойти этот «камень веры», которая, однако, должна неизменно остаться в основе всякого движения вперед по
пути христианства [Вероятнее всего, имеется в виду Р. Штейнер и его книга «Христианство как
мистический факт и мистерии древности» (Ереван, 1991).].
Неточные совпадения
Мистерия творчества не противополагается мистерии искупления, она есть другой момент духовного
пути, другой акт
мистической драмы.
И ныне, в конце своего духовного
пути, я чувствую себя более чем когда-либо «
мистическим анархистом», хотя предпочитаю не употреблять это скомпрометированное словосочетание.
Путь этот был уже указан основоположниками славянофильства Киреевским и Хомяковым, на
пути этом стояли такие светочи, как Достоевский и Вл. Соловьев, и по
пути этому хотят идти представители наших новейших
мистических течений.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают
мистическую реальность бытия и
пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Слишком часто забывают, что мистика есть дисциплина, что
путь к
мистическому экстазу не есть
путь хаоса и тьмы, а просветления и оформления.