Но раз возникнув, зло, как и добро, становится многочастно, многообразно и многолико, оно существует уже и как
космическое начало, — зло в природе, и как антропологическое, — злая воля в человеке.
С тех пор как человек восхотел жизненно ощутить антиномии творения и вкусил от древа познания добра и зла, это зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым
космическим началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей жизнь.
Неточные совпадения
Мысль первее нашего разума, «в
начале бе Слово», и хотя наш теперешний разум вовсе не есть нечто высшее и последнее, ибо он может и должен быть превзойден, но превзойти мысль уже невозможно — она есть онтологическое определение
космического бытия, соответствующее второй божественной ипостаси Логоса: «вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть» (Ио. 11:3).
Как энтелехия мира, в своем
космическом лике София есть мировая душа, т. е.
начало, связующее и организующее мировую множественность, — natura naturans по отношению к natura naturata.
Эта «земля» есть поэтому как бы
космическая София, ее лик в мироздании, женское его
начало, которое имеет силу, по творческому слову «да будет», производить из себя твари, рождать от него [Каббала на своем реалистическом языке так изображет это сотворение земли и всего, что из нее произошло: Et Celui qui est en haut est le Pere de tout, c'est lui qui tout cree; c'est lui qui a fecondee la terre, qui est devenue grosse et a donne naissance ä des «produits».
Грехопадение это, которое по своему значению было
космическим, произошло, конечно, не в душе мира, как Ангеле-Хранителе твари, не в божественной Софии [Некоторая двусмысленность и неясность по этому основному вопросу свойственна учению Вл. С. Соловьева, который приписывает грехопадение то мировой душе, то Адаму.], не в «
Начале».
Материнство есть
космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих ей опасностей, выращивание жизни детей не только в собственном смысле, но и вечных детей, беспомощных, какими являются большинство людей.
Неточные совпадения
Это
космическое прельщение прельщало и соблазняло многих в
начале XX века.
Основная тема русской мысли
начала XX в. есть тема о божественном космосе и о
космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Чистая мистика переживаний, мистика субъективная и духовная ниже мистики языческой, в которой было
начало объективно-космическое.
Впрочем, возрождение языческое может иметь значение для возрождения христианского потому, что в язычестве было объективно-космическое
начало церкви и правда язычества может быть противопоставлена субъективности протестантизма и духовного христианства.
В натурализм впадают и тогда, когда утверждают идеальные
начала космоса, когда учат о Софии, пронизывающей и окутывающей всю
космическую жизнь.