Неточные совпадения
Этика
существует только для того, кто хочет быть этичным, но она совершенно не писана для insanitas moralis [Морально невменяемые (лат.).], также как и для святости, т. е. для всех тех, кто находится по ту сторону
добра и зла, выше или ниже этики.
Мнимая мораль без религии, может быть, помогает вести добропорядочный образ жизни, поступать правильно, уклоняться от зла, но только из страха перед наказанием в чувственном мире, а совсем не из любви к
добру, и
существует из самой себя (нем.).
ЕСИ, синтетическое религиозное суждение a priori, есть единственная опора религии, без которой она не
существует, подобно тому как искусство не
существует без красоты или мораль без различия
добра и зла.
Он не имеет склонности к чему-либо, ибо перед Ним не
существует ничего, к чему бы Он мог склониться, ни
доброе, ни злое.
Он не имеет склонности к чему-нибудь, ибо не
существует перед ним ничего, к чему Он мог бы склониться, ни
доброе, ни злое...
Отсюда все, что порождает различие родов, видов, что создает разницы и свойства, все, что
существует в возникновении, гибели, изменении и перемене, — есть не сущность, не бытие, но состояние и определение сущности и бытия, а это последнее есть единый бесконечный, неподвижный субстрат, материя, жизнь, душа, истинное и
доброе.
Но раз возникнув, зло, как и
добро, становится многочастно, многообразно и многолико, оно
существует уже и как космическое начало, — зло в природе, и как антропологическое, — злая воля в человеке.
— «Зло не
существует само по себе, а является с лишением
добра;
добро же всегда неизменно пребывает твердым и неподвижным и составляется без всякого предварительного лишения чего-нибудь.
Итак, мыслимое по противоположности с
добром по сущности не
существует, так как что не
существует само в себе, то не
существует совсем; следовательно, зло есть не бытие, а отрицание бытия» (In eccles.
Зла же как такового (αΟτόκακον) не
существует ни в сущем, так или иначе стремящемся к
добру, ни в не-сущем…
То, что
существует,
существует лишь по силе
добра, столь преизбыточной, что может восполнить даже отрицание и отрицательное (στέρησις και τα έστερημένα); то же, что совсем лишено блага, не может
существовать…
Дары ангельские и в них не изменились, хотя сами они уже не видят их, но насколько они
существуют, они причастны
добру, ёк αγαθού είσι, а насколько злы, постольку и не
существуют, καθ δ ουκ είσιν, и, стремясь к не-сущему, стремятся ко злу (IV, 23) [Ср. там же.
Если
добро противоположно злу, то
существует много причин зла, не только причины и силы, вызывающие зло, но и бессилие, слабость, несогласное смешение неподобного.
Ведь и последнее мы делаем по мотивам, никто ведь не делает того, что делает, имея в виду зло, ибо зло не имеет лика, но лишь лжелик (παρυπόστασιν),
существует ради
добра, а не ради себя самого.
Зло является в этом смысле акциденцией (κατά συμβεβηκός),
существуя ради другого, но не по собственной причине, ибо возникновение кажется правым, возникая ради
добра, в действительности же неправо, ибо мы неблагое принимаем за благое…
«Итак, мыслимое по противоположности с
добром по сущности не
существует, так как что не
существует само в себе, то не
существует совсем: следовательно, зло есть не бытие, а отрицание бытия. Мы понимаем зло не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него, как на отсутствие
добра» [См. Несмелое, цит. соч. 407–410, 500.].
Оно не может поэтому иметь самостоятельного значения,
существуя исключительно насчет блага, «приставая и прилепляясь к его природе»: ex bono oritur malum, пес fuit omnino unde oriri posset, nisi ex bono [Зло происходит от
добра, и ни от чего иного, как от
добра возникнуть не может (лат.).] [De nupt. et concup.
Для христианства в социальной области нет ни безусловного зла, ни безусловного
добра, как они
существуют здесь для гуманизма, а поэтому ни одна из мер гуманности, осуществляемых усилиями прогресса, не имеет для него безусловной ценности сама по себе — ни отмена рабства, ни падение крепостного права, ни всякая конституция и «свободы».
Безусловного
добра в плоскости относительного, в которой только и знает его гуманизм, вообще не
существует, ибо решающим все-таки является лишь религиозный коэффициент.
Неточные совпадения
Для традиционного интеллигентского сознания
существовала ценность
добра, справедливости, блага народа, братства народов, но не
существовало ценности национальности, занимающей совершенно особенное место в иерархии мировых ценностей.
Для такого сознания не
существовало национальности и расы, исторической судьбы и исторического многообразия и сложности, для него
существовали лишь социологические классы или отвлеченные идеи
добра и справедливости.
— Вот, отец протоиерей, — начинал Гаврило при общем молчании, —
существует, кажется, текст: «Блажен, иже и по смерти творяй ближнему
добро».
Впрочем, и сам Галактион начинал уже терять сознание разницы между промышленным
добром и промышленным злом. Это делалось постепенно, шаг за шагом. У Галактиона начинала вырабатываться философия крупных капиталистов, именно, что мир создан специально для них, а также для их же пользы
существуют и другие людишки.
Те, что отвергают Бога на том основании, что зло
существует в мире, хотят насилия и принуждения в
добре, лишают человека высшего достоинства.