Цитаты со словом «теургический»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Пафос логики Гегеля именно и состоит в переживании такой встречи трансцендентного Логоса и имманентного или имманентировании трансцендентного, причем сама логика получает уже явно
теургический и несомненно сверхлогический смысл.
Миф возникает из религиозного переживания, почему и мифотворчество предполагает не отвлеченное напряжение мысли, но некоторый выход из себя в область бытия божественного, некое богодейство, — другими словами, миф имеет
теургическое происхождение и теургическое значение [По определению В. С. Соловьева, задача «свободной теургии» — «осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы» (Соловьев В. С. Соч.
По своей
теургической природе миф имеет необходимую связь с культом как системой сакральных и теургических действий, богодейством и богослужением.
Правда, оно ограничено местом (храм, священные места), предметами (святыни) и временем (богослужение, священные времена), оно образует поэтому лишь
теургические точки на линии времени, но эта частичность ведь вообще соответствует природе рели
Наряду с литургикой и иконографией следует поставить символические действия, имеющие
теургическое значение: чин богослужения, жертвы, таинства.
Федоров превращает хозяйство в теургию, или, вернее, то и другое до неразличимости сливает, поскольку для него воскрешение мертвых перестает быть
теургическим, но всецело становится хозяйственно-магическим.
Воскрешение, как и рождение, есть творческий акт Божьего всемогущества, которым возвращается душе усопшего животворящая ее сила, способность создать для себя, соответственно своей природе, тело; оно есть излияние животворящей силы Божией на человеческую душу, т. е. акт
теургический.
В этом отношении характерна общая антипатия Федорова к чудесному, т. е. истинно
теургическому, в котором он с своей хозяйственной точки зрения видит прежде всего даровое.
Этим как будто только словесным определением задач искусства, как
теургических, Соловьев много повредил отчетливому пониманию сущности самого вопроса, ее затемнив и даже извратив (и притом вопреки своему же собственному мировоззрению).
Действительно, о чем же именно идет речь, когда говорят о «
теургических» задачах искусства и в каком смысле возможно и правомерно их утверждать?
Христос положил абсолютное и неотменное основание для теургии и вручил Церкви
теургическую власть чрез преемственную благодать, сообщенную апостолам: «Иисус сказал им: мир вам!
Это и совершилось в Пятидесятницу, которая поэтому есть абсолютное основание христианской теургии [
Теургическая власть предварительно вручается ап.
Теургическая власть принадлежит священству, вкупе с народом церковным, хотя, помимо этого предустановленного пути, благодать в духоносных святых находит избранные свои сосуды, ибо, бесспорно, великие святые и чудотворцы, как, напр., преп.
Однако
теургический характер присущ был, — но, конечно, лишь в известной степени, — и ветхозаветному богослужению, поскольку ветхозаветная церковь неразрывно связана с христианством и полна символов и прообразов боговоплощения; не чужд он даже и языческому культу в той мере, в какой и язычеству вообще доступно боговедение и благодать Божия, насколько его мистериям и богослужению свойственна была религиозная подлинность.
Теургическая власть дана человеку Богом, но никоим образом не может быть им взята по своей воле, хищением ли или потугами личного творчества, а потому теургия, как задача для человеческого усилия, невозможна и есть недоразумение или богоборство.
Хотя благодать таинств действует, не насилуя свободы человека, таинственными и неисследимыми путями, тем не менее она религиозно оплодотворяет и питает его, а вместе и перерождает мир, насыщая его Телом Христовым и напояя Кровлю Его, исполняя его облагодатствованным веществом таинств и обрядов церковных, их
теургической силою.
Туман, конечно, не случайно клубящийся именно около этой стороны
теургической проблемы и заволакивающий действительные ее очертания, должен быть с особенной настойчивостью рассеян.
В таинстве, как
теургическом акте, есть реальное действие и присутствие Бога, это составляет в нем «трансцендентный», безусловно чудесный элемент, который в то же время сочетается с космическою стихией и человеческим естеством.
Понятно, что против этой безусловной
теургической основы направлялось и направляется неверие и человекобожие, а споры и разногласия о смысле Евхаристии приобретают первостепенное значение.
Итак,
теургическая сила, являемая в таинствах, дается, а не берется, и человек здесь является приемлющим, а не творящим.
Этим, однако, не предполагается в нем пассивность и расслабленность человеческой стихии: для достойного приятия
теургического акта требуется духовное трезвение, молитвенное горение, собранность всех сил духовных.
Соответственно этому и священство, как живой орган теургии, требует от его носителей верности, самоотдания и строгости в служении, ибо в
теургическом акте, в предстоянии пред Престолом, иерей мистически отделяется от всего человеческого в себе, поднимается над ним, а потому и всегда удерживает на себе эту печать внемирности, отъединенности, жертвенной обреченности.
Теургический акт напоминает этим ночную борьбу таинственного Незнакомца с Иаковом, который вынудил у Него себе благословение, хотя Тот повредил ему при этом ребро.
Как харизматические, все эти служения являются и
теургическими.].
Всякое служение, поскольку оно совершается при содействии благодати Божией, стремится стать
теургическим (так что и врач, лечащий хотя и научными средствами, но с молитвою, до известной степени становится теургом).
Однако не их человеческая вдохновенность, придающая им естественную неотразимость и литературную привлекательность, делает их священными, но присущая им сила Божия [
Теургическую силу, присущую Библии, не следует смешивать с теми свойствами словесной магии, которые связаны с известным ритмом, стихотворной речью и под.
Однако магическое действие слова относится еще к области естественно-человеческой, а не
теургической.], неисчерпаемый источник озарений (это особенно ясно на примере Псалтыри, занявшей столь исключительное место в молитвенной жизни подвижников).
Но человеческое слово претворено здесь благодатью Божией, оно становится духоносным,
теургическим: происходит таинство слова.
Поэтому только в Церкви и для Церкви ведома Библия как Слово Божие, вне же ее она есть книга, обладающая высоким учительным авторитетом и большой литературной ценностью, но легко превращающаяся в мертвую букву без животворящего духа или же представляющая просто предмет научной любознательности [Церковное установление канона священных книг есть только авторитетное признание и повелительное санкционирование их
теургической мощи.
Подобно Библии,
теургический характер в известной степени присущ также и церковным молитвам, песнопениям, символам.
Личное дерзание присуще и святому, как носителю
теургической силы, или чудотворцу.
Молитвенное дерзновение веры связано с полнотой смирения, ибо не ради
теургического эксперимента или «знамения» по воле Божией двигнется в море гора, и не всех умерших мальчиков, жалея скорбных родителей, воскрешал молитвой своей преп.
Теургическая энергия разлита во всей церковной атмосфере, но собирают ее молнии, находят в себе силу и дерзновение совершать теургические акты только богоизбранные сосуды, очистившиеся подвигом…
Невольно возникает вопрос: быть может, именно здесь, в природе отношений, существовавших между культом и искусством, и разрешалась религиозная проблема искусства, и искусство, будучи храмовым, тем самым было и
теургическим?
Тем самым здесь как бы сливаются обе харисмы, — царства и священства, в едином
теургическом принципе.
Цитаты из русской классики со словом «теургический»
В
теургическом, совместном с Творцом творчестве субъект и объект тождественны, мистичен не только субъект, но и объект.
Это приводит нас к проблеме теургии,
теургического творчества — основной проблеме нашей эпохи.
Его тройственная теософическая, теократическая и
теургическая утопия есть все то же русское искание Царства Божьего, совершенной жизни.
Познание заключает в себе элемент
теургический.
Его алхимическая загадка, его
теургическая попытка религиозного творчества — утвердить, познать, выявить в действительности иную, более действительную действительность.
Синонимы к слову «теургический»
Предложения со словом «теургический»
- Имеется ли в виду физическая пустота или метафизическая, грудная клетка или мир как клетка – в любом случае эта строка подтверждает реальную, теургическую силу слова.
- Законный царь на законном престоле это одно, а узурпация разрушает саму теургическую основу империи.
- Более того, он подчёркивает антропологическое и теургическое значение языкотворчества.
- (все предложения)
Значение слова «теургический»
Дополнительно