Цитаты со словом «постольку»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Если эту религиозную формулу перевести на язык философский, она получит такое выражение: религия есть переживание трансцендентного, становящегося
постольку имманентным, однако при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентного.
Впрочем, поскольку «духовное знание» есть действительно знание, т. е. методически совершающееся развертывание проблем, утончение наблюдений, обогащение, усовершенствование, упорядочение опыта,
постольку оно еще относится к области знания, имманентной этому миру.
Но теоретическое познание, хотя и не этих объектов, но вообще разума (?), здесь все-таки расширяется, именно
постольку, поскольку этим идеям, путем практических постулатов, даются объекты, а через это мысль, только проблематическая, получает объективную реальность.
Поскольку содержанию веры свойственно качество объективности,
постольку оно получает и атрибут универсальности и всечеловечности — кафоличности [«Кафолический, — по определению П. А. Флоренского, — есть всеединый» (Флоренский П. А. Понятие церкви в Священном Писании
Богословские труды.
Если сказанное об интуитивных корнях философии справедливо,
постольку можно и должно говорить и о религиозных корнях философии, а также и об естественной и неустранимой связи философии с религией.
С. 293.]. «Вера есть
постольку нечто субъективное, поскольку необходимость содержания, доказанность называют объективным, — объективным знанием, познанием» (67) [Ср. там же.
С. 367.] «Философия имеет целью познавать истину, познавать Бога, ибо Он есть абсолютная истина:
постольку ничто другое не стоит труда по сравнению с Богом и Его изъяснением.
В современном немецком идеализме эти же мотивы звучат скрыто и нерешительно, хотя неокантианский имманентизм, тоже устраняющий трагедию мысли,
постольку есть робкое повторение Гегеля.
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная философия мифична и
постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия.
То, что имманентно, не может быть в то же время трансцендентным и
постольку не трансцендентно; то, что трансцендентно, не может быть имманентным сознанию и остается для него запредельным.
Эта связь, которая для меня и ранее неизменно намечалась в общих очертаниях, здесь раскрывается более конкретно, и история новой философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как христианская ересеология, а
постольку и как трагедия мысли, не находящей для себя исхода» (Вестник РСХД.
Религия возможна лишь
постольку, поскольку трансцендентное Божество, неизреченная и недомыслимая тайна, открывается человеку и Абсолютное становится для человека Богом (ибо, по выражению Ньютона, Deus est vocatio aequivoca [Бог есть призыв равного к равному (лат...
Ибо сверху донизу, т. е. от небесных сущностей до низших тел этого мира, всякий порядок природы
постольку приближается к божественной ясности, проникает как понимание в сокрытое [Впрочем, по Эриугене, «и небесные силы необходимо несвободны от незнания, и им остаются неведомы тайны божественной мудрости» (II, стр.28).].
В книге тайны передается: «Древний древних, Сокровенный сокровенных, имеет известный образ и форму и
постольку позволяет себя (до известной степени) распознавать.
Плотиновская эманация отличается, однако, от индийского акосмизма своим реализмом: мир, как излияние абсолютного,
постольку реален, поскольку ему все же принадлежит полнота божественных сил, в него излившихся; он есть, имеет хотя и ущербленное, но все-таки не призрачное бытие.
Абсолютное тем самым делается Богом и из безусловно Абсолютного становится относительно Абсолютным, или Абсолютным для относительного, которое является
постольку как бы зеркалом абсолютности божественной.
Божественные энергии, струящиеся в мир, откровения Божества в твари, вносят тем самым различимость в само Божество, которое
постольку уже перестает быть чистым НЕ для мира, но, раскрывая внутрибожественную жизнь, делает ведомым то, что неведомо, вносит в имманентное сознание то, что ему трансцендентно, так сказать, дробит и множит Божество, как единый солнечный луч дробится и множится в своих отражениях и преломлениях.
Это путь не только прямой, но, по существу, и единственный, ибо остальные пути творчества приводят к цели лишь
постольку, поскольку совпадают с этим путем в самом главном и существенном.
Искусство, как «рождение в красоте», есть обретение чрез себя, а
постольку и в себе софийности твари, прорыв чрез ничто, через полубытие к сущности.
И насколько наша земная красота есть отблеск небесной, софийной,
постольку же наша, обремененная тяжелою плотью, чувственность есть маска, даже гроб чувственности непорочной и святой.
Дары ангельские и в них не изменились, хотя сами они уже не видят их, но насколько они существуют, они причастны добру, ёк αγαθού είσι, а насколько злы,
постольку и не существуют, καθ δ ουκ είσιν, и, стремясь к не-сущему, стремятся ко злу (IV, 23) [Ср. там же.
Ведь если только Данте сохранял верность сердца к Беатриче, как он свидетельствует своей поэзией, то жена была для него лишь наложницей, а стало быть, и сам он, имея наложницу,
постольку изменял заветам любви своей, — и ее образ был бы, конечно, целостнее и чище без этой измены.
Идея этого животного также входит в полноту всеживотного и
постольку соприсуща и человеку.
Только в Церкви существует новая жизнь; живя в Церкви, а
постольку и сам· становясь Церковью, человек восприемлет в себе Христа.
История непосредственно примыкает этим к райскому началу человеческого бытия, и
постольку она остается неподвластна влиянию первородного греха; от него зависит способ и обстановка осуществления исторической задачи, но не самая задача.
Насколько в хозяйстве и через хозяйство (понятое в широком смысле) творится история,
постольку в нем и через него создается историческое тело человечества, которому надлежит «измениться» в воскресении, причем этим потенциальным телом для человека является весь мир.
И самая молитва всегда есть жертва Богу, жертвенное отдание человеческой стихии, но
постольку она есть и творчество.
Цитаты из русской классики со словом «постольку»
Предложения со словом «постольку»
- Духовный опыт человечества свидетельствует о том, что несопротивляющийся злу не сопротивляется ему именно постольку, поскольку он сам уже зол, поскольку он внутренно принял его и стал им.
- Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определённым смыслом в системе приобретённых через общественную деятельность знаний.
- Эта дискуссия имеет значение постольку, поскольку наша цель – выявить законы, определяющие пропорцию обмена между деньгами и другими экономическими благами.
- (все предложения)
Значение слова «постольку»
Афоризмы русских писателей со словом «постольку»
- Искусство основано на социальном опыте человечества. Оно существует во всей своей целостности постольку, поскольку известны его явления, но эти явления зависят сами от других.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно