Цитаты со словом «относительная»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Потому вообще религия — конечно, живая религия — есть радость всех радостей, хотя она и связывается с
относительным пессимизмом, пробуждением от сна самодовольства и миродовольства.
Т. 2. С. 337–495.], ибо здесь, очевидно, есть внутреннее противоречие в самой постановке задачи: соображениями
относительными, основанными на законе причинности и анализе причинных рядов, утверждается бытие абсолютного, возвышающегося над относительным и свободного от причинности.
Таким образом, хотя имманентное: «мир» или «я», макрокосм и микрокосм, внутри себя также имеет ступени
относительной трансцендентности, заданности, но еще не данности, — тем не менее оно противоположно трансцендентному, как таковому.
В сравнении с таким отсутствием религиозного вкуса нельзя не отметить
относительной проницательности у Гегеля, который в «Философии религии» дает высокую оценку значению «культа», а в его составе, конечно, и молитвы [См.: Гегель.
«Как бы ни было справедливо, что религиозное чувство составляет самое внутреннее зерно религиозной жизни, все же истинно религиозное чувство есть лишь такое, которое возбуждается религиозными представлениями объективной (хотя бы и
относительной) истины.
Так называемая терпимость может быть добродетелью, и становится даже высшею добродетелью, чем нетерпимость, лишь тогда, когда она питается не индифферентным «плюрализмом», т. е. неверием, но когда она синтетически (или, если угодно, «диалектически») вмещает в себе
относительные и ограниченные полуистины и снисходит к ним с высоты своего величия, однако отнюдь не приравниваясь к ним, не сводя себя на положение одной из многих возможностей в «многообразии религиозного опыта».
Из Абсолютного нет пути в
относительное, между Абсолютным и относительным зияет бездна тайны и «священного неведения».
И в то же время в религии человек узнает Бога,
относительное зрит Абсолютное, а тем самым и себя находит в Абсолютном, ибо нет ничего вне Абсолютного, иначе последнее ограничивалось бы относительным и не было бы Абсолютным.
Это совершенно своеобразное отношение между Абсолютным и
относительным может быть определено как самосознание тварности, выражающее собой онтологическое отношение твари к Творцу [К этой мысли приближался Шлейермахер в своем определении религии как «schlechlhinniges Abhängigkeilsgefühl» — чувство (онтологической) зависимости как таковое.].
Иначе говоря, мировое бытие внебожественно, пребывает в области
относительного, и именно эта внебожественность или относительность и делает мир миром, противополагая его Божеству.
Бог не был бы Богом, и Абсолютное было бы не абсолютным, а
относительным, если бы наряду с Ним, но вне Его был бы вне-бог или противобог.
Акт творения, изводящий мир в бытие, полагающий его внебожественным, в то же время отнюдь не выводит его из божественного лона. Абсолютное полагает в себе
относительное бытие или тварь, ничего не теряя в своей абсолютности, но, однако, оставляя относительное в его относительности. Философское описание интуиции тварности приводит к новой, дальнейшей антиномии: внебожественное в Божестве, относительное в Абсолютном.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в
относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Такая характеристика совершенно не соответствовала бы идее творения, согласно которой бытие мира или
относительного логически совсем не вытекает и не может быть выведено из Абсолютного, как причинно необходимое его последствие...
Творение мира, или возникновение
относительного, ни в каком смысле не является причинно-принудительным или необходимым для Абсолютного, как момент его жизни.
Антиномия тварности есть лишь дальнейшее раскрытие изначальной антиномии Абсолютного и
относительного, выражающейся в безусловном НЕ отрицательного богословия, противоположном всякому ДА, однако вместе с тем и сопряженном с ним.
Как мыслить это откровение Тайны, это совлечение абсолютности Абсолютного, каковым является откровение Абсолютного
относительному?
Такую
относительную трансцендентность разных ступеней бытия при самотворении бога и мира в Ничто неизбежно приходится допустить и крайнему имманентисту или эволюционному монисту.
Однако здесь существенно, что эти относительно трансцендентные ступени суть диалектические самоположения одного и того же начала, совершающиеся внутри его, transcensus его модальностей, но здесь нет безусловного, не диалектического, а антиномического трансценза от абсолютного к
относительному, от Творца к твари.
Бог творит мир, — в Абсолютном сверхъединстве непостижимым образом возникает
относительное и множественное, космическое εν και παν.
Это возникновение не может мыслиться по категории причинной связи, мир не есть следствие, а Бог не есть его причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается в причинную цепь, в область
относительного, но и потому, что causa aequat effectum [Причина равна действию (лат.).], причина объясняет следствие, лишь находясь с ним в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Переход от Абсолютного к
относительному недоступен пониманию, ибо оно упирается в антиномию, которая хотя и может быть осознана, но оттого не становится понятной для непрерывного мышления.
В идее творения раскрывается характер отношений между Абсолютным и
относительным, природа относительного в Абсолютном.
Учение о происхождении мира вследствие эманации Абсолютного, религиозный монизм, жертвует множественным или
относительным в пользу Абсолютного, требует самоубийства относительного.
Но тогда со всей силой поднимается вопрос о самостоятельном смысле множественного и
относительного, об его, природе и происхождении: каким образом возникают вся эта пена, волны и зыбь на поверхности Абсолютного?
Пусть
относительному достаточно лишь опуститься в глубь Абсолютного, чтобы в нем исчезнуть, но как могло оно появиться на этой поверхности, какое значение сами по себе имеют эти миги, мелькания, брызги?
Если скажем, что бытие, т. е.
относительное во всей множественности своей, есть совокупность модусов Абсолютного, т. е. что Абсолютное имеет в себе относительное, как модусы (учение Спинозы [Модус (в системе Спинозы) — единичное проявление единой и единственной субстанции.
А если
относительное есть только иллюзия, то возникает снова вопрос: чья же иллюзия? кто грезит? о чем? какова природа этих грез?
Или же остается допустить, что
относительное попущено, положено самим Абсолютным, и тогда мы приходим к идее творения.
Но в идее творения мир полагается вместе с тем и вне Абсолютного, как самобытное
относительное.
Между Абсолютным и
относительным пролегает грань творческого да будет, и поэтому мир не представляет собой пассивного истечения эманации Абсолютного, как бы пены на переполненной чаше, но есть творчески, инициативно направленная и осуществленная эманация [Иногда различие между творением и эманацией пытаются связывать с противоположностью свободы и необходимости в Боге.
Божественные энергии, действующие в мире, принадлежат вечности Абсолютного, а то, что принадлежит самому миру в его процессе, существует лишь в
относительном: мир покоится в лоне Божием, как дитя в утробе матери.
Абсолютное, не теряя абсолютности своей, полагает в себе
относительное как самостоятельное бытие — реальное, живое начало.
Тем самым вносится двойственность в единстве неразличимости, и в нем воцаряется coincidentia oppositorum: в Абсолютном появляется различение Бога и мира, оно становится соотносительно самому себе как
относительному, ибо Бог соотносителен миру, Deus est vox relativa [Бог есть понятие соотносительное (лат.).] [Цит. Schelling. Darstellung des philophischen Empirismus, Ausgew. Werke, Bd.
Интересно, что это определение Ньютона почти дословно находим и у св. Григория Богослова: «имя θεός (Бог (греч.).) есть имя
относительное, подобно как и имя Господь» (Творения св. Григория Богослова, изд. 3‑е, ч. 3, стр.78-,79.
Ибо человек ощущает себя
относительным бытием, песчинкой, ввергнутой в безмерности пространства и времени.
Оно само становится тем самым своей собственной потенцией (или «меоном»), давая в себе и через себя место
относительному, но не утрачивая в то же время и абсолютности своей.
Творение мира Богом, самораздвоение Абсолютного, есть жертва Абсолютного ради
относительного, которое становится для него «другим» (θάτερον), творческая жертва любви.
Бог же волен ввести себя в трагический процесс мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом Абсолютном нет места трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных сил
относительного бытия.
— Между Богом и тварью, Абсолютным и
относительным, легло ничто.
Шеллинг поясняет различие между ουκ öv и μη öv французскими словами rien — чистое ничто, и neant —
относительное ничто.
Абсолютное выше бытия, вот чего не познал Парменид, благодаря чему он и вовлек его в диалектику
относительного, т. е. бытия.
Поэтому, хотя и прав остается Парменид, что в Абсолютном, как пребывающем выше бытия, не существует и небытия, но Бог, полагая
относительное, т. е. бытие, косвенно дает бытие и небытию.
Бывание (το γιγνόμενον — в платоновском «Тимее») есть тот таинственный, творческий синтез бытия и небытия, который и выражает собой сущность тварности, всего
относительного.
Апории, возникающие при определении соотношения между единым абсолютным универсом и
относительным бытием, вскрылись бы с еще большей ясностью, если бы Бруно перешел к выяснению природы человеческой личности и индивидуального духа, который во имя последовательности тоже пришлось бы признать акциденцией, модусом или феноменом единой субстанции (к каковому аперсонализму и приводит обыкновенно логика пантеизма).
Проблема реальности
относительного при абсолютизировании бытия как единого здесь становится безысходною и неразрешимою.].
И наоборот, если принять, что Абсолютное, полагая в себе
относительное, или бытие, становится «Отцом всяческих», то и ничто, не-сущая основа творения, становится Матернею, меоном, содержащим в себе все, потенциальным всеединством мира.
В Абсолютном нет никакого не, одно вечное ДА (вернее, сверх-ДА) — в
относительном всякое да имеет свое не.
Он есть единство абсолютного и ничто, абсолютное в
относительном или относительное в абсолютном; абсолютное приостанавливает, отменяет свою актуальную абсолютность, делает ее потенциальною, чтобы дать место относительному, которое тем самым приобщается к абсолютному.
Господь Иисус есть Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» [Кол. 2:9.]; как Бог, в абсолютности Своей Он совершенно трансцендентен миру, премирен, но вместе с тем Он есть совершенный Человек, обладающий всей полнотой тварного, мирового бытия, воистину мирочеловек, — само
относительное, причем божество и человечество, таинственным и для ума непостижимым образом, соединены в Нем нераздельно и неслиянно [Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы).].
Неточные совпадения
Мир ни в каком смысле не есть Бог, ибо есть тварно-относительное бытие: между ним и Богом лежит творческое fiat [Да будет (лат.).
Это самораздвоение Абсолютного как абсолютно-относительного образует предельную антиномическую грань для мысли (Grenzbegriff).
Человек, как живая икона Божества, и есть этот бого-мир, абсолютно-относительное.
Цитаты из русской классики со словом «относительная»
Синонимы к слову «относительная»
Предложения со словом «относительный»
- Однако это “состояние относительной безопасности прерывается редкими периодами крайне высокого риска”.
- Через пару-тройку часов я навела относительный порядок, но до идеального состояния было ещё очень и очень далеко.
- Обучение рассматривается как способ служения отечеству, а дворянская вольность становится понятием относительным, т. к. обязательная служба заменилась обязательным образованием.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «относительный»
Что (кто) бывает «относительной»
Значение слова «относительный»
ОТНОСИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. к чему. Устар. Относящийся к чему-л., связанный с чем-л. [Фигнер] был мало сведущ в науках, даже относительных к военному делу. Д. Давыдов, Письмо М. Н. Загоскину, 6 марта 1830. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «относительный»
- Привычка к насилию и к виду его ослабляет нашу чувствительность к любым переживаниям, порождает цинизм, апатию, делает относительной ценность человеческой жизни и притупляет наш собственный инстинкт самосохранения.
- Сила духа — понятие относительное. Многие, особенно в молодости, считают себя сильными духом, способными вынести правду о близкой смерти. А почему? Потому, что она далека от них, эта смерть. Не стоит за плечом, не дышит в ухо.
- Все относительно на свете —
От истины недалеки,
Считают старыми нас дети
И молодыми старики.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно