Цитаты со словом «онтологический»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Связь же между религией и другими сторонами жизни духа, которая несомненно существует, имеет не первообразный, но производный, не
онтологический, но психологический характер.
Конечно, также и по чисто спекулятивным основаниям следует отвергнуть идею доказательства бытия Божия [Имеются в виду следующие системы доказательств бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3)
онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4) историческая или психологическая (Декарт); 5) нравственная (И. Кант).
Знание строго монистично, — в его пределах, которые суть в то же время и пределы имманентного, гносеологически нет места вере, она не имеет здесь себе
онтологического основания.
Мысль первее нашего разума, «в начале бе Слово», и хотя наш теперешний разум вовсе не есть нечто высшее и последнее, ибо он может и должен быть превзойден, но превзойти мысль уже невозможно — она есть
онтологическое определение космического бытия, соответствующее второй божественной ипостаси Логоса: «вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть» (Ио. 11:3).
Ведь философствует-то человек в
онтологической его полноте, а не фантастический «трансцендентальный субъект», который есть только регулятивная идея, разрез сознания, методологическая фикция, хотя, может быть, и плодотворная.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том смысле, что они являются
онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Как покоящиеся в материи или ее оформляющие, аристотелевские формы имманентны миру, но как движущие цели, как
онтологический prius, они ему трансцендентны.
(Теперь сказали бы: имеет ли он
онтологическое значение или же есть лишь «психологизм»?)
Поэтому, в зависимости от того или другого значения отрицания, и соединение не и да, ничто и нечто, в обоих случаях получает совершенно различный
онтологический смысл — именно или антиномический, как некая coincidentia oppositorum, или диалектический, как внутренняя связанность сополагающихся и взаимно обусловливающихся диалектических моментов.
Это совершенно своеобразное отношение между Абсолютным и относительным может быть определено как самосознание тварности, выражающее собой
онтологическое отношение твари к Творцу [К этой мысли приближался Шлейермахер в своем определении религии как «schlechlhinniges Abhängigkeilsgefühl» — чувство (онтологической) зависимости как таковое.].
Поэтому она имеет более глубокий смысл и более
онтологическое значение, нежели придавал ему сам Кант, который видел в ней лишь неизбежное недоразумение, transzendentalen Schein [Трансцендентальная видимость (нем.).].
Онтологическая пропасть между Богом и тварью здесь засыпается, и тварь рассматривается как модус единой субстанции, чем пролагается путь к будущему спинозизму.
Между Богом и тварью существует лишь иерархическая разница, поскольку Бог есть дверь для возвращения в абсолютную Gottheit, но не
онтологическая: как модусы Gottheit, они тождественны.
Поэтому у Беме, строго говоря, отсутствует идея творения и тварности, и хотя у него и постоянно встречается выражение «тварь и тварность» (Creatur und Creatürlichkeit), но это понятие вовсе не имеет принципиального метафизического и
онтологического смысла, а означает только определенную ступень в раскрытии природы Бога (как есть это понятие и в системе Плотина, отрицающей тем не менее идею творения).
Творение есть поэтому и акт безмерного смирения Абсолютного, которое совлекается актуальности своей: любовь-смирение, эта предельная и универсальная добродетель христианства, есть и
онтологическая основа творения. Давая в себе место миру с его относительностью, Абсолютное в любви своей смиряется пред тварью, — воистину неисследимы глубины божественной любви-смирения!
Это чувство погруженности в ничто, сознание
онтологического своего ничтожества, жутко и мучительно, — бездонная пропасть внушает ужас даже в сказках (этот мотив встречается и в русской народной сказке).
Тварь не может постигнуть своего собственного сотворения, оно для нее всегда останется загадкой, чудом, тайной, но опознать совершившееся вполне по силам человеческому сознанию, и анализ этого самосознания составляет задачу и для мысли, которая должна старательно распутать этот узел
онтологических сплетений, не разрывая его нитей.
Царство нигилизма, культ ничто, ад, существует только за счет положительных сил бытия,
онтологическим хищением.
Ничто как бытие-небытие есть specificum [Видовой признак (лат.).] тварности, ее — странно сказать — привилегия и
онтологическое отличие [Св. Афанасий Александрийский говорит об отношении между Творцом и творением: «Все, что ни сотворено, нимало не подобно по сущности своей Творцу, но вне Его, по благодати и изволению Его сотворено Словом…
Очевидно, далее, что если рассматривать вселенную как само Абсолютное («субстанцию» или божество), то она не может же почитаться за таковое в своем бытийном лике, т. е. в бывании, Werden, последнее неизбежно должно тогда отрицаться в
онтологической подлинности своей.
Однако субъективность времени в этом смысле вовсе не исключает
онтологической и вполне объективной природы этого состояния: время не кажется только, но оно есть и именно выражает тварное бытие.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма: понятия не имеют самостоятельной
онтологической реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
В этом
онтологическая сущность сотворения мира в Начале, причем само это отделение потенциальности от актуальности, связанное с творческим оплодотворением ничто, есть непостижимая тайна Божественного всемогущества.
Онтологическая основа мира заключается именно в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы: ведь эта же земля проклятия будет раем, когда станет «новою землею» [И увидел я новое небо и новую землю (Откр. 21:1).].
Идеи-имена, которые составляют
онтологическую основу общих понятий, суть первообразы существ в Софии, вне которых ничто не становится причастно бытия.
Сотворение земли лежит вне шести дней миротворения, есть его
онтологический prius [См. прим. 22 к «Отделу первому».], и творческие акты отдельных дней предполагают своей основой первозданную землю: в ней отделяется свет от тьмы, твердь от воды, в ней создается земное уже небо, в котором двигнутся светила и полетят птицы, на ней стекается земная вода, которая «произведет» пресмыкающихся, из нее образуется твердь или земная земля, которая произведет «душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных» [Быт.
Задача христианского аскетизма состоит в борьбе не с телом, но за тело, ибо христианство видит в теле не оковы, а храм Божий [Величайший борец за основной догмат христианства — боговоплощение Христа, св. Афанасий Александрийский, является вместе с тем и принципиальным защитником
онтологической подлинности и святости тела.
Павел: «если есть тело душевное, есть и духовное — πνευματικόν» (1 Кор. 15:44), и именно такая телесность и содержит в себе
онтологическую норму тела.
Софийная, святая телесность остается трансцендентна нашему чувственному опыту, она может постулироваться им только в качестве необходимой метафизической гипотезы, как
онтологическая его основа.
Но к этому опыту нисколько не приближает (если только не удаляет) «оккультизм», научающий опытно воспринимать тела большей утонченности, нежели наш «физический план» (эфирное, астральное, ментальное тело), ибо по своей
онтологической природе эти высшие «планы» составляют одно с планом «физическим», образуя, так сказать, разные степени сгущения телесности.
Мысль эта будет верна лишь в том случае, если ее транспонировать на
онтологический язык: телесность в себе свободна от пространственности и в этом смысле сверхпространственна, но пространственность есть ее состояние или модус.
Здесь же лежат и
онтологические корни морали с ее орудием категорического императива, непрестанно обличающего, производящего суд над обессиленной благодаря плоти человеческой волей.
Грехопадение произошло лишь в низшем центре софийной жизни, в творении с его
онтологическим центром — человеком.
Августином преимущественно в борьбе его с манихейством, исповедовавшим
онтологическую самобытность зла как второго начала мирового бытия.
Поэтому спасителем человечества мог явиться только человек, и притом в
онтологическом своем естестве резюмирующий в себе всю природу человека, иначе говоря, перво-Адам, самый корень человеческого древа.
Каждый увидит себя в своем
онтологическом существе, в своем истинном свете, а в этом и есть непреложная основа нелицеприятного суда Христова.
Таковым можно считать эдемское состояние прародителей до грехопадения, и такова же внутренняя,
онтологическая, норма человеческого творчества.
Вообще неясно, есть ли в представлениях Η. Φ. Федорова какое-либо место метаистории «жизни будущего века», отделенной
онтологической катастрофой от нынешнего зона.
А сверхвластие есть не что иное, как боговластие, теократия, которая и есть
онтологическое ядро власти, а потому и скрытое ее задание.
Как мы ощущаем историю? остается ли еще
онтологическое время? близок ли конец?
На Страшном суде человек, поставленный лицом к лицу с Христом и в Нем познавший истинный закон своей жизни, сам сделает в свете этого сознания оценку своей свободе в соответствии тому «подобию», которое создано творчеством его жизни, и сам различит в нем призрачное, субъективное, «психологическое» от подлинного, реального,
онтологического.
Ибо тварная свобода сама не создает для себя
онтологической основы, и она не способна дать никакого онтологического прироста божественной полноте бытия.
Поэтому и для его спасения не утрачена
онтологическая основа, и является вопросом факта, возможно ли для него покаяние, вне которого вообще нет спасения.
Свобода же в зле совсем не имеет той устойчивости, как свобода в добре, она лишена
онтологической скрепы, свойственной последней: нельзя забросить якорь и утвердиться на нем в пустоте небытия.
Этот вопрос следует вообще освободить от связи с временем, нам известным, потому что метафизическая катастрофа,
онтологический переворот, необходимо сопровождается переменою и в качестве времени, и она таит в себе неожиданные и непостижимые для нас теперь способы решения вопроса.
Несомненно одно: только добру и неразрывно связанному с ним блаженству принадлежит
онтологическая сущность, только оно пребывает выше различения свободы и необходимости.
Зло же есть акциденция, модус тварности,
онтологическая иллюзия, нечто такое, чего могло бы и не быть, что обязано своим существованием свободе и потому находится в относительной сфере противоположения свободы и необходимости.
Цитаты из русской классики со словом «онтологический»
Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а
онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Выход из философского кризиса и есть выход из субъективности и отвлеченной духовности протестантизма в соборность и церковность, возврат к реализму и
онтологическому объективизму.
Допущение свободы, из которой зло, хотя и не путем причинности, из которой и творчество всякой новизны в мире, хотя тоже не путем причинности, есть не какая-то
онтологическая и метафизическая доктрина, а интуитивное описание тайны, раскрывающейся в существовании.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный
онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
Но свобода невыводима из бытия, свобода вкоренена в ничто, в бездонность, в небытие, если употреблять
онтологическую терминологию.
Синонимы к слову «онтологический»
Предложения со словом «онтологический»
- Именно он является онтологическим основанием творчества – и единичного субъекта, и среды.
- Естественно, стремление воспринимать мир организованным в систему причинно-следственных связей имеет глубокий онтологический смысл и немалое функциональное значение.
- При этом он сохраняет возникшую в античной философии онтологическую проблему познания и её противопоставление чувственно воспринимаемому, считая, что только данные разума являются достоверными.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «онтологический»
Что (кто) бывает «онтологическим»
Значение слова «онтологический»
Дополнительно