Цитаты со словом «миф»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
От такого философско-художественного замысла требуется, с одной стороны, верность и точность саморефлексии в характеристике религиозного опыта, при выявлении «
мифа», а с другой — нахождение соответственной формы, достаточно гибкой и емкой для его раскрытия.
Религиозные образы, реализующие и выражающие религиозное содержание, представляют собою то, что обычно называют
мифом. Мифу в религии принадлежит роль, аналогичная той, какая свойственна понятию или суждению в теоретической философии: от его понимания зависит оценка религиозно-догматического сознания.
Итак, что же такое
миф как «трансцендентальная» категория?
Прежде всего следует отстранить распространенное понимание
мифа, согласно которому он есть произведение фантазии и вымысла.
Сторонникам подобного понимания
мифа не приходит даже на мысль такой простой, а вместе с тем и основной вопрос: чем же был миф для самих мифотворцев, в сознании которых он зарождался, что они сами думали о рождающемся в них мифе?
Однако в таком случае им пришлось бы прежде всего обманывать и самих себя, ибо сами-то они верили в
мифы, придавали объективное значение их содержанию, отнюдь не считая его только порождением поэтической фантазии.
Лишь при таком предположении и становится понятна роль мифотворчества в истории человечества, где «Dichtung»
мифа нередко объясняет полновесную «Wahrheit» [Вымысел, поэзия, истина, правда (нем.).] истории.
Итак, следует прежде всего признать, что и
мифу присуща вся та объективность или кафоличность, какая свойственна вообще «откровению»: в нем, собственно, и выражается содержание откровения, или, другими словами, откровение трансцендентного, высшего мира совершается непосредственно в мифе, он есть те письмена, которыми этот мир начертывается в имманентном сознании, его проекция в образах.
Можно сказать (применяя кантовский термин), что
миф есть синтетическое религиозное суждение a priori» [Ср. с высказыванием В. И. Иванова: «Миф есть синтетическое суждение, где сказуемое-глагол присоединено к подлежащему-символу» (Иванов В. Собр. соч.
Зародившийся
миф содержит в себе нечто новое, дотоле неизвестное самому мифотворцу, причем это содержание утверждается как самоочевидная истина.
Мифу присуща своя особая достоверность, которая опирается не на доказательства, но на силу и убедительность непосредственного переживания.
В
мифе констатируется встреча мира имманентного — человеческого сознания (как бы мы его ни расширяли и ни углубляли), и мира трансцендентного, божественного, причем трансцендентное, сохраняя свою собственную природу, в то же время становится имманентным, а имманентное раскрывается, чувствуя в себе внедрение трансцендентного.
Мифу необходимо присуща активность, известная инициатива со стороны трансцендентного, которое хочет этой встречи, и в реальности этой встречи и заключается сила убедительности мифа.
Если же
миф есть событие, то и мыслить его надо сугубо реалистически: иначе сказать, в мифе речь идет не об отвлеченных понятиях, но о самих реальностях.
Содержание
мифа всегда конкретно, речь идет в нем не о боге вообще и человеке вообще, но об определенной форме или случае определенного богоявления Подлежащее мифа, его субъект, может быть обозначено только «собственным», а не «нарицательным», родовым именем.
Миф есть, или, вернее, должен быть, поэтому отрицанием всякого субъективизма или психологизма (хотя, конечно, возможны ошибки и иллюзии мифотворческого сознания, а потому и субъективные или ложные мифы).
Напротив, сознание, что в человека входит нечеловеческая сила и в нем совершаются превышающие его собственную меру события, одно только и создает жизненную убедительность
мифа.
Этот мифотворческий пафос Гегеля, может быть, лучше всего объясняет, почему он ставил философию выше религии, ибо философское ведение для него ощущалось как подлинный
миф, а философия как истинная мифология.
Однако эти идеи отличаются от
мифов тем, что они не только свидетельствуют у Канта о реальном присутствии или откровении трансцендентного, но содержат в себе даже меньше реальности, чем опытное познание, суть только схемы, теневые следы, не более.
(Ложное понимание природы
мифа, связанное с общим иконоборческим устремлением, отличает и Лютера и весь вообще протестантизм с его имманентизмом и рационализмом.)
На гносеологическом языке
миф и есть познавание того, что является запредельной Ding an sich для разума, и кантовское учение о непознаваемой вещи в себе содержит поэтому некий философский миф агностического содержания.
Однако эта противоречивость становится совершенно естественной, если понять кантовское учение в его надлежащем смысле — не как философему, но как
миф или религиозное постижение, ибо в противоречивом с точки зрения спекулятивной философии определении трансцендентно-имманентного, Ding an sich, именно и выражается самое существо религиозного переживания.
Именно в ближайшем сродстве с ним находится художественное творчество, поскольку оно основывается на подлинном «умном видении»: образы для художника имеют в своем роде такую же объективность и принудительность, как и
миф.
Различные природные стихии (лешие, водяные, русалки, эльфы, гномы и т. д.) открывают о себе в
мифе, и народные сказки в известной части своей суть такие натуральные мифы, зарождающиеся, конечно, в пору наибольшей непосредственности и чуткости к голосам из области запредельного чувства.
Вообще виды «откровения», как и предметы его, могут быть различны: и природные, и божественные, и демонические (так наз. у отцов церковных «прелесть»); оно может исходить из разных миров и иерархий, и само по себе «откровение» с выражающим его
мифом, понимаемое в смысле формально-гносеологическом, может иметь различное содержание: и доброе и злое, и истинное и обманное (ибо ведь и сатана принимает вид ангела света), поэтому сам по себе «откровенный» или мистический характер данного учения говорит только об интуитивном способе его получения, но ничего еще не говорит об его качестве.
Содержание
мифа представляет собой суждение, утверждающее известную связь между подлежащим и сказуемым.
Очевидно, такова природа и образов религиозного
мифа, его символика.
Содержание
мифа выражается в символах.
Нельзя художественно солгать, и нельзя мифотворечески покривить душой: не человек создает
миф, но миф высказывается чрез человека.
Таково гносеологическое значение
мифа: параллельно с дискурсивным мышлением и наукотворчеством, рядом с художественным творчеством стоит религиозное мифотворчество как особая, самозаконная область человеческого духа; миф есть орудие религиозного ведения.
Само собою разумеется, то, что отлагается в сознании в форме
мифа, вступая в общее человеческое сознание, затрагивает все способности души, может становиться предметом мысли, научного изучения и художественного воспроизведения.
Но остов религиозного
мифа, существенное его содержание не создается мышлением и не творится воображением, — он рождается в религиозном опыте.
Содержание
мифа относится к области бытия божественного, на линии соприкосновения с человеческим.
В таком случае человеческая история, не переставая быть историей, в то же время мифологизируется, ибо постигается не только в эмпирическом, временном выражении своем, но и ноуменальном, сверхвременном существе; так наз. священная история, т. е. история избранного народа Божия, и есть такая мифологизированная история: события жизни еврейского народа раскрываются здесь в своем религиозном значении, история, не переставая быть историей, становится
мифом.
Но единственный в своем роде пример такого соединения ноуменального и исторического,
мифа и истории, несомненно представляют евангельские события, центром которых является воплотившийся Бог — Слово, Он же есть вместе с тем родившийся при Тиверии и пострадавший при Понтии Пилате человек Иисус: история становится здесь непосредственной и величайшей мистерией, зримой очами веры, история и миф совпадают, сливаются через акт боговоплощения.
Миф возникает из религиозного переживания, почему и мифотворчество предполагает не отвлеченное напряжение мысли, но некоторый выход из себя в область бытия божественного, некое богодейство, — другими словами, миф имеет теургическое происхождение и теургическое значение [По определению В. С. Соловьева, задача «свободной теургии» — «осуществление человеком божественных сил в самом реальном бытии природы» (Соловьев В. С. Соч.
По своей теургической природе
миф имеет необходимую связь с культом как системой сакральных и теургических действий, богодейством и богослужением.
Культ есть переживаемый
миф, — миф в действии.
Чтобы понять значение культа, нужно принять во внимание его символический реализм, его мифотворческую энергию: для верующих культ не есть совокупность своевольно избранных символов, но совершенно реальное богодейство, переживаемый
миф или мифологизирование действительности.
Культ создает предварение и частичное переживание божественного в эмпирическом, притом, как и все в религии, не отвлеченно, не «вообще», но окачествованно, конкретно, в связи с определенным
мифом — догматом.
Поэтому богослужение, культ есть живая догматика,
мифы и догматы в действии, в жизни.
Вообще,
миф завладевает всеми искусствами для своей реализации, так что писаное слово, книга, есть в действительности лишь одно из многих средств для выражения содержания веры (и здесь выясняется религиозная ограниченность протестантизма, который во всем церковном предании признает только книгу, хочет быть «Buch-Religion» [Книжная религия (нем.).]).
В богослужебном ритуале, естественно возникающем в каждой религии, символически переживается содержание
мифа, догмат становится не формулой, но живым религиозным символом.
Догматическая формула есть попытка высказать содержание религиозного
мифа в слове, выразить его в понятиях.
Догмат, в смысле формулы, всегда приходит после
мифа или из мифа, т. е. он не рождается в формуле и вместе с формулой, а лишь ею фиксируется, вносится в опись.
1:23.], как главная тема христианской проповеди, могла явиться только из полноты религиозного откровения, как «
миф» в положительном значении этого слова, и лишь в дальнейшем из этого зерна выросла система догматов учения церкви.
Догмат есть имманентизация трансцендентного содержания религии, и это влечет за собой целый ряд ущербов, опасностей, подменов; при этой логической транскрипции
мифа неизбежно зарождается схоластика (или «семинарское богословие»), т. е. рационалистическая обработка догматов, приноровление их к рассудочному мышлению, при котором нередко теряется их подлинный вкус и аромат, а «богословие» превращается в «науку как все другие», только с своим особым предметом.
Но догматы и не притязают на это, они лишь констатируют факт откровения, уже совершившегося в религиозном
мифе, и только переводят на язык понятий его содержание.
Миф в полноте своей не есть мысль, как не есть мысль и символика художественного произведения, однако он просится и в мысль, и становится мыслью, облекаясь в слово.
Религиозное переживание несовершенно, незаконченно, пока оно не выразилось и слове,
миф не отчетлив, пока из него не родилась мысль.
Неточные совпадения
На первое место здесь следует поставить иконографию; помимо религиозного значения иконы, как таковой, этого мифа-вещи, в которой эмпирическая вещность таинственно соединяется с трансцендентной сущностью, она всегда имеет вполне определенное содержание, это есть мифология в красках, камне или мраморе.
Между живым религиозным мифом-догматом и его догматом-формулой имеется поэтому заведомое несоответствие, подобное тому, какое существует между каталогом художественного хранилища и произведениями, в нем перечисленными, или программой концерта и самим музыкальным исполнением.
Цитаты из русской классики со словом «миф»
Он сам почти
миф, а история его — легенда.
Живое и неподдельное понятие о судьбе было у старинных греков (т. е. у греков до появления у них философии) и до сих пор живет у многих восточных народов; оно господствует в рассказах Геродота, в греческих
мифах, в индийских поэмах, сказках «Тысячи и одной ночи» и проч.
Вся конфессиональная история папизма основана на условной лжи и фальсификации, которая служит социальной обработке
мифа о папизме.
«
Миф — отображение реальностей, и всякое иное истолкование подлинного
мифа есть его искажение.
Народная масса в прошлом имела свою духовную культуру, основанную на религиозной вере, массы же в этот переходный период лишены всякой духовной культуры, и они дорожат только
мифами и символами, которые им демагогически внушены,
мифами и символами национальными и социальными, расы, нации, государства, класса и пр.
Предложения со словом «миф»
- Надо отметить, что даже лёгкое прикосновение к секретам древних мифов создаёт ощущение чего-то масштабного, глубокого, мощного.
- Боги и герои греческих мифов были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам.
- Древнегреческие мифы рассказывают, что в начале времён человек представлял собой двуполое существо, одновременно мужчину и женщину.
- (все предложения)
Значение слова «миф»
МИФ, -а, м. 1. Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле. Древнегреческие мифы. Миф о Прометее. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МИФ
Афоризмы русских писателей со словом «миф»
- Я уже не говорю о его [Лермонтова], прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — ему подвластно.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно