Неточные совпадения
Даже Шеллинг, который пытался вырваться из заколдованного круга рационалистического идеализма к конкретному
бытию и мистике, даже Шеллинг бессилен был справиться с этими
проблемами.
Тогда только будет творческое возрождение философии, когда будет решительное преобладание
проблем онтологии над
проблемами гносеологии, т. е. когда философия вновь займется
бытием, а не собой.
Проблема реальности
бытия,
проблема трансцендентного, как любят говорить, не может быть ни поставлена, ни решена рационалистической гносеологией.
В критической гносеологии
проблема трансцендентного
бытия принимает призрачный характер и разрешается лишь номинально.
Отвлеченный рационализм в самой постановке
проблемы знания породил эту оторванность от
бытия, но сам рационализм был более чем ошибкой сознания, был тяжелой и общей болезнью человеческого духа.
Само разделение на субъект и объект, из которого вырастает гносеологическая
проблема, само аналитическое нахождение в субъекте различных формальных категорий есть уже результат рационалистической отвлеченности, неорганичности мышления, болезненной разобщенности с живым
бытием.
Сама
проблема Канта: как возможен опыт, который дает материал познания, как устраивается он субъектом, сама эта
проблема предполагает разрыв между субъектом и объектом, между мышлением и живым опытом
бытия.
Гносеология обычно формулирует свою
проблему так: отношение мышления к
бытию, познающего субъекта к познаваемому объекту.
И в этой постановке
проблемы субъект уже оторван от объекта, мышление уже берется отвлеченно от жизни
бытия.
Но, быть может, под этим скрывается другая
проблема, более жизненная и гораздо более изначальная, предшествующая самой абстракции «субъекта»:
проблема отношения
бытия к
бытию, одной функции жизни к досугам функциям мировой жизни.
Открещиваясь от онтологии и утверждая чисто языческий гносеологический оптимизм, Лосский не приводит
проблему познания в связь с Логосом, лежащим в основе
бытия, и с иррациональным отпадением
бытия от Логоса.
Если зло и страдания жизни, смерть и ужас
бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за зло мира, нет круговой поруки, то теодицея [Теодицеей называется
проблема оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут
проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной данности
бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, отрицавшая сладострастье земное и утверждавшая сладострастье небесное, одинаково породившая идеал монаха и идеал рыцаря, феодальную анархию и Священную Римскую империю, мироотрицание церкви и миродержавство той же церкви, аскетический подвиг монашества и рыцарский культ прекрасной дамы, — эпоха эта обострила дуализм во всех сферах
бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешенные
проблемы: прежде всего
проблему введения всей действительности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию.
Неточные совпадения
—
Проблемы индивидуального
бытия наиболее резко выявляются именно в трагические эпохи смены одного класса другим.
Но
проблема Востока и Запада не есть
проблема отвлеченной справедливости, это —
проблема конкретного
бытия.
Только решительное обращение нашего сознания к глубине национального
бытия и к широте
бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие
проблемы.
Русские мыслили о всех
проблемах по существу, как бы стоя перед тайной
бытия, западные же люди, отягченные своим прошлым, мыслили о всех
проблемах слишком в культурных отражениях, т. е. в русской мысли было больше свежести и непосредственности.
Христианская философия есть философствование христиан, которые стремятся философски осознать свое религиозное
бытие, подобно тому как и всякая философия есть философия кого-нибудь и о чем-нибудь, а «философия вообще» есть призрак и предрассудок, гегелевский фантом [Подробнее
проблему соотношения «философии вообще» и «философии о чем-нибудь» Булгаков развивает в «Философии хозяйства» (М., 1990.