Неточные совпадения
Эта незыблемая, непоколебимая вера
в то, что истина дана
в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской
души отрезанным, определяет характер изложения этой книги.
Поэтому протестантизм перенес центр тяжести жизни и познания
в субъективный мир человека,
в изолированную, предоставленную себе
душу.
Вся германская философия развилась на этой почве,
в Канте достигла вершины субъективного самоуглубления,
в Гегеле перешла
в ложную, рационалистическую объективность и только
в Шеллинге пыталась выйти
в ширь мировой
души, но не вполне удачно.
Церковь может принять это обвинение и с гордостью сказать: да,
в Церкви христианской много языческого материализма и реализма, потому что
в ней есть
душа мира, та
душа мира, которая
в язычестве раскрывалась для восприятия Логоса.
Язычество было церковнее духовного христианства протестантизма,
в нем была мистическая земля, мировая
душа, были мистерии, которых нет уже
в протестантизме с его ложной духовностью.
Протестантизм весь переходит
в субъективный мир духа, он порывает с тайнами и таинствами объективного бытия, соборной
души мира, матери-земли.
В соборном, церковном опыте дано бытие,
душа мира, мать-земля до рационалистического распадения на субъект и объект, до всякого отвлеченного знания.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно
в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления
в мире объективном,
в мировой
душе, те должны быть признаны рационалистами.
Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила
в третий фазис развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей
души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
Вина умопостигаемой воли всей мировой
души и всех существ мира отрывает от истоков бытия, рождает раздор и вражду
в мире.
Гете был
в глубочайшем смысле слова церковнее, ближе к мировой
душе, чем Кант, Фихте и Гегель, и потому осуществлял
в своей жизни идеал цельного знания.
Все твердые основы знания, устраняющие опасности релятивизма и скептицизма, даны
в церковном сознании, не
в «сознании вообще» — призраке, выдуманном
в кабинетах гносеологов, а
в сознании церкви как сущего, как живой
души мира, соединившейся с Логосом,
в Софии.
Еще раз подчеркиваю: не
в индивидуальной
душе знание есть оформление и просветление, т. е. творческое развитие бытия, а
в самом универсальном бытии.
В философском и религиозном сознании Греции дано вековечное утверждение бытия, дано реальное восприятие
души мира.
Церковь —
душа мира, и лишь
в премудрой
душе мира,
в премудрой женственности — Софии — оба космоса — малый и большой — брачно сливаются
в познании.
То, что я говорю, вовсе не есть возвращение к психологическому направлению
в теории познания, которое всегда рассматривает мышление как функцию жизни индивидуальной
души.
Отпала от Бога мировая
душа, носительница соборного единства творения, и потому все и всё
в мире участвовали
в преступлении богоотступничества и ответственны за первородный грех,
в нем свободно участвовало каждое существо и каждая былинка.
Мировая
душа женственна
в своей пассивной восприимчивости как к добру, так и к злу.
Всему творению дано свободным и соборным усилием мировой
души превратиться
в космос, осуществить божественную гармонию.
Поэтому человечество приобрело космическое значение,
в нем
душа мира возвращается к Богу.
Ясно, что множественность и повторяемость
в индийской философии и религии, отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания
душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих
душ путем превращения
в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории мира.
Христианство даже не есть вера
в бессмертие
души,
в естественную ее трансформацию, а вера
в воскресение, которое должно быть вселенски завоевано, исторически подготовлено, должно быть делом всего космоса.
Идея переселения
души, отделения
души от плоти этого мира и перехода из этого мира
в совершенно иной, противоположна вере
в воскресение плоти и космическое спасение человечества и мира путем Церкви и истории.
Плоть этого мира и плоть каждого из нас должна быть спасена для вечности, а для этого нужно не уходить из этого мира
в другой, не ждать переселения
души и естественного ее бессмертия, а соединять этот мир с Богом, участвовать
в его вселенском спасении путем истории, спасать плоть от смерти.
Вера
в естественное бессмертие сама по себе бесплодна и безотрадна; для этой веры не может быть никакой задачи жизни и самое лучшее поскорее умереть, смертью отделить
душу от тела, уйти из мира.
Для восточных верований
в метемпсихоз плоть человека не имеет никакого значения;
душа человека может перейти
в кошку, и потому нет смысла жизни, смысла земной истории, так как смысл этот тесно связан с утверждением безусловного значения плоти.
Задача индивидуума и вселенной
в том, чтобы излечиться от болезни, очистить свое тело, подготовить плоть к вечности, а не
в том, чтобы ждать естественного перехода
в другие формы существования и надеяться на отделение
души от тела путем смерти.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не
в личности, а
в соборном единстве мира, есть обоженная до конца
душа мира.
В язычестве было подлинное откровение Божества, точнее, откровение мировой
души, но открывалась там лишь бесконечная божественная мощь; смысл оставался еще закрытым, и религия любви еще не явилась
в мир.
Язычество было необходимой, элементарной ступенью
в процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию;
в язычестве была неумирающая правда, правда божественности мировой
души, божественности матери-земли, которая должна войти
в дальнейшее развитие религиозного сознания.
В древней стихии рода не была сознана не только личность человека, но не было сознано и единство человечества, обладающее соборной
душой и общим назначением.
Душа средневековья женственна, покорна Богу, отдается Христу, и она же рыцарски мужественна
в своем походе против врагов Господа.
Эпоха, проникнутая сознанием греховности любви, была эротична до глубины своих основ, создала культ Мадонны и влюбленности
в Христа, сблизила культ прекрасной дамы с вечной женственностью мировой
души.
Вся античная культура вошла
в средневековье, мировая
душа жила и развивалась
в течение этих оклеветанных веков.
Гуманизм лег
в основание либерализма и французской революции, а потом он же стал
душой социализма и анархизма.
Учение о прогрессе, о смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту или иную эсхатологию;
в эсхатологии — пафос религии прогресса,
душа ее.
Человеческое было соединено с божеским
в Христе, индивидуально соединялось у святых, у спасавших свою
душу; но на пути истории, на пути культуры осталась отъединенность.
Мировая
душа оплодотворяется Логосом, принимает
в себя Христа, мир должен встретиться
в конце истории с Христом, как невеста с женихом своим.
Новая религиозная
душа войдет
в Церковь не для отрицания творчества жизни, а для ее освящения; с ней войдет весь пережитой опыт, все подлинные мирские богатства.
Тем и отличается новая религиозность, нарождающаяся
в мире, что Церковь для нее есть премудрая мировая
душа,
в которую входит не только вся полнота «духовного», но и вся полнота «светского».
Только там,
в католичестве, есть настоящее водительство
душами со всей жутью, которую несет за собою снятие бремени свободы с
души человеческой.
Церковь станет царством, царством Божьим и на земле, как и на небе, когда мировая
душа окончательно соединится с Логосом, соединится Невеста с Женихом, т. е. преобразится весь принудительный порядок природы
в порядок свободно-благодатный.
Чудо перерождения совершается лишь
в переживаниях индивидуальной
души, лишь
в царстве чистой духовности.
Преосуществление хлеба и вина
в плоть и кровь Христову есть таинственное преображение мира, оно совершается
в космосе, а не
в индивидуальной только
душе.
Объективно-космическая мистика язычества, мистика мировой
души вошла
в Церковь и
в ней реально пребывает.
Мужественное, солнечное, космическое должно стоять
в таком же отношении к женственному, лунному, хаотическому,
в каком Логос стоит к мировой
душе.
Такое соотношение мужественного и женственного дано лишь
в Церкви, где Логос овладевает мировой
душой и соединяется с ней, как Жених с Невестой.
В мистике эпохи Александра I-го было слишком много заносного, переводного, не воспринятого
душою народной, не связанного с судьбой народной.
В свете восточной идеи перевоплощения
душ нельзя постигнуть тайну личности и тайну плоти.
Только
в мистическом браке раскрывается тайна соединения Логоса с женственной
душой мира, с землей.