Цитаты со словом «утверждать»
Философия не может претендовать быть всем, не достигает всеединства, как
утверждал Гегель, она всегда остается частной и органически (не механически) подчиненной сферой.
Современная философия отрицает реальность, свободу, личность или
утверждает их призрачно.
Фихте и Гегель идеалистически и рационалистически отрицали реальность,
утверждали свободу лишь призрачно и иллюзорно, в онтологии их не осталось места для конкретной личности.
Только христианская метафизика
утверждает реальность бытия и реальность путей к бытию, постигает великую тайну свободы, ни на что не разложимой и ни к чему не сводимой, и признает субстанцию конкретной личности, заложенной в вечности.
Церковь никогда не
утверждала интеллектуально-теоретического характера догматов, это делала лишь богословская схоластика.
Безумная мистика церковных догматов не побоялась
утверждать Троичность Божества, дерзнула сказать об одном и том же в одно и то же время — один и три.
Для познания научного я
утверждаю прагматический позитивизм, для познания высшего — мистический реализм, для критической гносеологии — этой дурной метафизики — не остается места.
Кантианство целиком направлено против христианского реализма, христианского богоматериализма, против самой возможности
утверждать христианскую церковь как natura creata creans.
Даже в единственность и верховенство научного знания можно лишь верить, научно, позитивно, доказательно нельзя
утверждать этой самодержавности и окончательности науки.
Когда я житейски говорю, что твердо знаю о существовании души у моего ближнего, то этим я
утверждаю элементарную метафизику, основу метафизики наукообразной.
Мы пока ничего не
утверждаем о твердой «вере», первично испытываемой, лежащей в основе знания, но констатируем, что вся твердость знания в этой «вере» коренится.
И потому нет оснований
утверждать, что знание имеет преимущество перед верой.
Мы
утверждаем беспредельность знания, беспредельность веры и полное отсутствие взаимного их ограничения.
Бытие не есть непременно объект, как склонны
утверждать критические идеалисты, оно в такой же мере и субъект.
Я именно и
утверждаю, что в так называемом «иррациональном переживании» или, по моей терминологии, в первичном нерационализированном сознании совершается самое подлинное познание бытия, совершается то касание сущего, которое не может не быть и познанием.
Неудача Шеллинга тем объясняется, что он пытался чисто философски
утвердить тождество субъекта и объекта, в то время как тождество это должно быть сначала утверждено религиозно, а потом уже формулировано церковной философией.
Критицизм справедливо восстал против такого превращения знания в пассивное копирование и дублирование действительности и захотел
утвердить творческую ценность знания как порожденного активностью субъекта.
То же я знаю и обо всем объеме бытия, которое не зависит ни от какого суждения, хотя бы от суждения «сознания вообще», как
утверждают гносеологи.
Современная философия признает иррациональность бытия, и она же гносеологически
утверждает рационализм.
Когда эмпирики отвергают чудеса и
утверждают закономерность всего происходящего, когда они ставят границы опыту и заранее слишком хорошо знают, чего в опыте никогда не может быть дано, они являются самыми настоящими, хотя и наивными, рационалистами.
Но обосновывать интуитивизм значит быть в интуитивизме до всякого обоснования и отрицать место вне интуитивизма;
утверждать мистицизм значит быть в мистицизме и отрицать возможность пребывания вне его.
Познание есть непосредственная жизнь самого бытия — вот что
утверждает Лосский.
Вместе с тем точка зрения Лосского не есть имманентный идеализм, он ведь не
утверждает, что всякое бытие имманентно сознанию.
Лосский
утверждает, что бытие непосредственно нам дано, не отделено от субъекта и вместе с тем ни в каком смысле не создается субъектом и не зависит от него.
Кант
утверждает, что все являющееся нам бытие конструируется познающим субъектом, создается познавательным, интеллектуальным началом.
Рационализм лейбницевского типа никогда не
утверждал, что бытие создается знанием; разум для Лейбница был органом познания бытия, но само бытие имело самобытную жизнь.
Лосский возвращается к средневековому реализму,
утверждает реальность общего, и это вполне последовательный вывод его мистического эмпиризма.
Лосский
утверждает, что само содержание опыта заключает твердость знания и критерий истины, что истина входит в нас и насилует нас.
Мы
утверждаем, что дано непосредственно универсальное бытие, а не то бытие, которое ограничивается кругом наших субъективных состояний, замкнутым кругом индивидуальных состояний нашего сознания.
Только позитивизм почему-то обрадовался этому несчастью и с легким сердцем упразднил сущность бытия, стал
утверждать, что есть явление без того, что является.
Открещиваясь от онтологии и
утверждая чисто языческий гносеологический оптимизм, Лосский не приводит проблему познания в связь с Логосом, лежащим в основе бытия, и с иррациональным отпадением бытия от Логоса.
Ложная философия и ложная религия, выданная за положительную науку,
утверждают в человеке сознание ничтожества его происхождения и божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного лица, а человека вообще.
Но в эпоху ложного субъективизма так же мало находит человек самого себя, так же мало
утверждает свою личность, спасает свою индивидуальность, как и в эпоху ложного объективизма.
Мы стоим перед объективизмом, который свяжет нас с подлинным бытием, бытием абсолютным, а не природной и социальной средой; мы идем к тому реализму, который находит центр индивидуума, связующую нить жизни и
утверждает личность как некое вечное бытие, а не мгновенные и распавшиеся переживания и настроения.
Вот почему христианское учение о воскресении плоти
утверждает смысл жизни в этом мире, смысл мировой истории, оправдывает мировую культуру.
Чтобы заслужить бессмертие, нужно жить, а не умирать; нужно на земле, в земной человеческой истории совершить дело спасения; нужно связать себя с историей вселенной, идти к воскресению,
утверждать плоть в ее нетленности, одухотворять ее.
Метафизика неизбежно ведет к спиритуалистическому монизму, который
утверждает в природе связь духа и материи, одухотворенность материи.
Христос есть таинственный примиритель человеческой свободы с божественным фатумом, Он — та свободная любовь творения, которая
утверждает бытие в Творце.
Силой божественной любви Христос возвращает миру и человечеству утраченную в грехе свободу, освобождает человечество из плена, восстанавливает идеальный план творения, усыновляет человека Богу,
утверждает начало богочеловечности, как оно дано в идее космоса.
Дух восстанавливает творение по идее Бога, по Логосу, соборно
утверждает бытие в Боге, собирает разорванные и порабощенные грехом части творения.
Он не насильственно спасал, хотел любви и свободы,
утверждал высшее достоинство человека.
Ту же правду, которая провозглашена была протестантизмом и была началом революции человеческого духа, еще смелее и крайнее
утверждал гуманизм.
Католичество
утверждало не божественную власть в мире, а власть человеческую, выданную за божественную (власть папы и церковной иерархии), гуманизм требовал освобождения от лжи, снимал цепи и утверждал власть человеческую, ничем не прикрытую.
Гуманизм стал
утверждать себя как отвлеченное начало, как начало не только самостоятельное, но и высшее.
В сознании своем социалисты
утверждают, что прогресс будет бесконечным; но в стихии своей утверждают конец, социалистический конец истории, исход, спасение человечества от всех бед и зол, обоготворение человечества.
И в той частной форме борьбы за жизнь, которую
утверждает позитивизм, есть положительная правда, превращающаяся в ложь лишь тогда, когда претендует на верховенство.
Нужно было отрицать историю, чтобы осуществился смысл истории; нужно было пройти через отрицание мира, чтобы религиозно
утвердить мир.
Теория прогресса в обыденном сознании бестрагична — это прекраснодушная теория, которая хотя и
утверждает страдальческий и кровавый путь истории, но верит, что все идет к лучшему в этом лучшем из миров.
Часто
утверждают, что всякий провиденциальный план истории сталкивается с индивидуальным, и тайна индивидуального опрокидывает всякий план, всякую схему истории.
[Риккерт
утверждает индивидуализирующий метод для исторических наук в противоположность генерализирующему методу естественных наук.]
Цитаты из русской классики со словом «утверждать»
Целым рядом рассуждений и текстов доказав то, что с религией, основанной на миролюбии и благоволении к людям, несовместима война, т. е. калечение и убийство людей, квакеры
утверждают и доказывают, что ничто столько не содействовало затемнению Христовой истины в глазах язычников и не мешало распространению христианства в мире, как непризнание этой заповеди людьми, именовавшими себя христианами, — как разрешение для христиан войны и насилия.
— Нет, я не отказываюсь ни от того, ни от другого, — произнес мрачным тоном отец Василий, — я тот же остаюсь масон и в придаток к тому — православный поп; но уразумейте меня, gnadige Frau: я человек и потому не вполне себе верю; не могу, например,
утверждать, что исповедуемое мною вероучение непогрешимо: напротив того, я верую и, вместе с тем, ищу.
И хотя я отнюдь не
утверждаю, что основания для подобных предположений существуют в действительности — я даже думаю, что на деле никаких неблагоприятных обстановок и в помине не имеется, — но ведь возможны же подобные предположения, а если они возможны, то, стало быть, и самый иск, направленный против порочных явлений, становится до крайности рискованным и шатким.
Они находят себе апологистов, которые ежели и не
утверждают прямо, что, например, хищничество есть добродетель, но всякий протест против хищничества приравнивают к потрясению основ.
Во имя некоторой бесспорной правды демократии, идущей на смену нашей исконной неправде, мы готовы были забыть, что религия демократии, как она была провозглашена Руссо и как была осуществляема Робеспьером, не только не освобождает личности и не
утверждает ее неотъемлемых прав, но совершенно подавляет личность и не хочет знать ее автономного бытия.
Ассоциации к слову «утверждать»
Синонимы к слову «утверждать»
Предложения со словом «утверждать»
- На самом деле, основываясь на всех уцелевших свидетельствах, скорее можно утверждать обратное.
- Но я с уверенностью могу утверждать, что это вклад в историю, который принесёт свою пользу в будущем.
- С уверенностью утверждать последнее можно было бы только в том случае, если бы у нас было достаточное количество информации о мифах славян.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «утверждать»
Значение слова «утверждать»
Афоризмы русских писателей со словом «утверждать»
- Впечатление от картины… без объяснений и подписей… несравненно сильнее; ее содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли.
- Как иногда люди женятся и выходят замуж? Хорошие наблюдатели утверждают, что едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов. Говорят, что самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни.
- Слова, как ничто утверждают прошлое с нами. <…> слова — только для связи времен… только для связи (людей) разных времен.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно