Цитаты со словом «трансцендентный»
В основе «философии свободы» лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения — мистический и магический. Мистика пребывает в сфере свободы, в ней —
трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь же мистический должен быть путем богочеловеческим. Философия свободы есть философия богочеловечества.
Христианский гнозис приводит к
трансцендентному реализму, к конкретному персонализму, к философии свободы.
Но представим себе, что стены разбиты и ворвались в эту комнату силы иного,
трансцендентного по отношению к ней мира, силы, отличные от действующих в этом помещении.
Чудо воскресения не противоречит закономерности природы и даже предполагает эту закономерность; чудо воскресения есть победа над смертоносным порядком природы, преодоление смерти не имманентными силами природы, а
трансцендентными божественными силами.
Критицизм остается компромиссом метафизики (трансцендентальное сознание и сверхиндивидуальная оценка) и позитивизма (отрицание
трансцендентных реальностей, имманентизм, психобиологизм в генетической точке зрения).
Школа Когена делает нечеловеческие усилия признать познание
трансцендентным человеку.
Познать действительности нельзя, так как рациональное не покрывает иррациональное, познающий субъект не в силах совладать с хаосом, да и действительности не существует как
трансцендентной реальности.
Проблема реальности бытия, проблема
трансцендентного, как любят говорить, не может быть ни поставлена, ни решена рационалистической гносеологией.
В критической гносеологии проблема
трансцендентного бытия принимает призрачный характер и разрешается лишь номинально.
В
трансцендентном бытии никто серьезно, жизненно, полнотой духа не сомневается.
Номиналистическая схоластика — вот что такое гносеологические исследования
трансцендентного.
Трансцендентное словесно побеждается гносеологией.
Самую проблему
трансцендентного пробуют устранить тем, что всякую реальную действительность рассматривают как содержание сознания.
Но этим лишь призрачно и словесно отодвигают
трансцендентное.
В этом случае роковым образом само «сознание вообще» становится
трансцендентным, как то и обнаружилось в германском идеализме начала XIX века.
Лосский признает только имманентность бытия знанию, для него действительность непосредственно присутствует в акте познания, но он нисколько не отрицает бытия
трансцендентного, само бытие у него вне субъекта и до субъекта.
Для уяснения точки зрения Лосского очень важно устранить двусмысленность в понятии
трансцендентного.
Трансцендентное — относительное понятие: что-то бывает трансцендентно лишь по отношению к чему-то, и потому трансцендентное по отношению к одному может оказаться имманентным по отношению к другому.
Но бытие трансцендентно субъекту, находится вне его, и могут быть такие края бытия, которые никогда до сих пор не входили в познающего, т. е. остаются
трансцендентными.
Почему только часть бытия, и, по-видимому, не самая существенная, становится имманентной знанию, а целые огромные области бытия остаются
трансцендентными?
Пусть умственно сравнивают Христа с Буддой, Сократом или Магометом, все же в глубине чувствуют, что это не то, что с пришествием Христа изменился космический состав мира, что вошла в мир сила не от мира сего, что
трансцендентное стало имманентным.
Отрицание Бога, иного мира и всего
трансцендентного признали достаточным основанием того пафоса, по которому человек божествен, человек имеет бесконечные права, человеку предстоит блестящее будущее.
Только в свете религиозного сознания видна двойственность исторических судеб человечества, видно грядущее в мире разделение на конечное добро и конечное зло, виден трагический и
трансцендентный конец истории, а не благополучный и имманентный.
Цитаты из русской классики со словом «трансцендентный»
Всякая напряженность имманентного и
трансцендентного, познающего и познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Личность сдавлена в своей бесконечной субъективности между субъективным и
трансцендентным, между объективацией и трансцендированием.
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход дуализма (
трансцендентная бездна между человеком и Богом) в монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
В сознании нет выхода из вечной антиномичности
трансцендентного и имманентного, дуализма и монизма.
Но переживание
трансцендентного есть имманентный духовный опыт,
трансцендентное не есть авторитет.
Ассоциации к слову «трансцендентный»
Синонимы к слову «трансцендентный»
Предложения со словом «трансцендентный»
- Итак, есть идеальная сфера, трансцендентная миру, но есть идеальная сторона и в мире, этому миру имманентная.
- Духовное путешествие – это поиск трансцендентных реальностей и возможностей, скрытых в тумане эгоизма, суеверия и невежества.
- Большая часть индийских практик направлена на обретение трансцендентного состояния освобождения.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «трансцендентный»
Что (кто) бывает «трансцендентным»
Значение слова «трансцендентный»
ТРАНСЦЕНДЕ́НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. В идеалистической философии: находящийся за пределами возможного опыта, недоступный познанию. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
Дополнительно