Цитаты со словом «религии»
Претензия эта оправдывается тем, что истина не мною выдумана и открыта, ибо я исповедую
религию Христа.
Наука вообще, в частности историческая науки, дает превосходные исследования о
религии, о мистике, о Пифагоре, например, или о бл. Августине.
Этим определяется и мой взгляд на соотношение философии и
религии.
Религия может обойтись без философии, источники ее абсолютны и самодовлеющи, но философия не может обойтись без религии, религия нужна ей как пища, как источник живой воды.
Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием.
Всем может быть только
религия, а не философия, только религиозно достижим универсальный синтез и всеединство.
[Нельзя отрицать заслуг теософии и оккультизма в постановке проблемы отношения
религии к познанию, в утверждении важности религиозного посвящения для мудрого знания.
В древности открывается великая мудрость, а не пустота, и
религию начинают изучать религиозно.
Ложь тут начинается тогда, когда за
религию выдается магическое знание.]
Для гностицизма
религия есть знание, тайное и явное, есть посвящение в учение.
Гностицизм смешивает оккультное знание с
религией, подменяет им религию, в то время как оккультное знание должно рассматриваться как форма знания, как расширенная наука, а не как религия.
Для теософии
религия есть универсальный гнозис, преемственно передаваемый путем посвящения, путем обучения у мудрых учителей.
Философия не нужна для догматов
религии, но догматы религии нужны для философии, питают ее, посвящают ее в последние тайны.
Мистицизм является другой формой прекращения существования отвлеченной философии: он подчиняет философию позитивной
религии и в ней приказывает искать источников питания.
Иная, не освобождающая
религия — ложь и обман.
И существуют слишком глубокие причины, в силу которых философия неизбежно должна будет искать питания в
религии, возвратиться к своим истокам.
Тот взгляд на связь философии с
религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную гносеологию, резко отличную от гносеологии «критической».
Религия и мистика есть корень философии, ее жизненная основа.
Кант уже окончательно перестал быть католиком и весь полон пафоса рационалистического,
религии в пределах разума.
Протестантизм всегда обвиняет католичество и православие, вообще церковь, в язычестве, в языческом материализме, в языческом реализме и сам гордится тем, что превратил христианство в
религию чистой духовности.
О. Конт был не только верующий по своей психологической природе, но и настоящий мистик: он верил в человечество, которое сближалось для него с вечной женственностью христианской мистики, и кончил построением позитивной
религии человечества с культом, напоминающим католичество.
Л. Фейербах по природе своей был религиозным атеистом и страстным глашатаем
религии человечества.
Кант — крайний, исключительный рационалист, он отвергает все чудесное, рационализирует веру, вводит
религию в пределы разума и не допускает веры нерациональной, не разрешает религии, противной знанию.
Рационалистическое вырождение протестантизма в
религию в «пределах разума» есть компромисс и отказ от подвига самоотречения, всякой верой предполагаемого, но с сохранением утешительных постулатов.
То, что я скажу, по внешности покажется парадоксальным, но по существу неопровержимо: наука и
религия говорят одно и то же о чуде, согласны в том, что в пределах порядка природы чудо невозможно и чуда никогда не было.
Чудо, в которое верит
религия, не уничтожает и не отрицает законов природы, открытых научным знанием.
Таинства древних
религий были только природны, в них сказывалась зависимость человека от природы.
Таинства языческих
религий были таинствами зависимости человека от природы, таинства же христианской религии — таинства, освобождающие человека от власти естества.
Гегель был последним великим гностиком; он обоготворил философию, превратил ее в
религию.
Конкретный идеализм имеет свое питание в мистическом опыте и воссоединяет знание с верой, философию с
религией.
Наука и
религия должны были бы быть признаны по меньшей мере равноценными как пища для философии.
Если не унижает гносеологию зависимость от науки, то почему же унизит зависимость от
религии?
В
религии и философии Индии даны уже все образцы идеализма со всеми опасностями иллюзионизма.
Ложная философия и ложная
религия, выданная за положительную науку, утверждают в человеке сознание ничтожества его происхождения и божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного лица, а человека вообще.
Наука говорит правду о «природе», верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка природы, о сущности бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии — учения о здоровой сущности мира, в ведении метафизики, мистики и
религии.
Религия эстетизма учит утешаться призрачной жизнью, сладостью потери ощущения реальностей, переносит центр тяжести жизни избранных людей не в реальную, а в иллюзорную красоту.
Недостаточно человека освободить от внешнего насилия, как то думает социальная
религия наших дней, нужно освободиться человеку от внутреннего зла, которое и рождает насильственную связанность природы и смертоносный ее распад.
Ясно, что множественность и повторяемость в индийской философии и
религии, отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории мира.
Христианству чуждо отвлеченно-спиритуалистическое понимание бессмертия: это
религия воскресения плоти, и мировая плоть для веры этой имеет абсолютное значение.
Но
религия Христа в такой же мере спиритуалистична, в какой и материалистична.
Только
религия Христа осмысливает космическое значение человечества.
Глубоким представляется учение Мейстера Эккерта [Эккерт был мистиком огромной силы, но он был пантеист, превратил христианство в
религию отвлеченной духовности и явился мистическим истоком протестантизма.] о Перво-Божестве (Gottheit), которое глубже и изначальнее Бога (Gott).
Религия драматична, может быть лишь у лица и лишь по отношению к лицу, и потому возможна лишь религия Отца, Сына и Духа.
Реальная
религия может быть основана лишь на Триединстве, а лежащее под этой Троичностью первоначальное единство есть лишь предел, о котором ничего уже нельзя сказать, ничего даже нельзя почувствовать конкретно.
В дохристианских
религиях Бог был далеким и страшным или так затуманивался слабостью человеческого зрения, что виделся в форме многобожия.
Ветхий Завет и пророки, язычество и греческая философия, восточные
религии и античная культура — все это было путем к Христу, всемирной подготовкой почвы для явления Логоса во плоти.
В основе древних, дохристианских
религий, и язычества и Ветхого Завета, лежала идея жертвы, жажда искупления путем кровавых жертвоприношений, потребность умилостивить божество.
В язычестве было подлинное откровение Божества, точнее, откровение мировой души, но открывалась там лишь бесконечная божественная мощь; смысл оставался еще закрытым, и
религия любви еще не явилась в мир.
Только ветхозаветные пророки возвысились над
религией кровавой жертвы, и сознание их осветилось грядущей религией любви и бескровной жертвы; только греческие философы-мудрецы начали прозревать Логос за бессмысленными силами природы.
Ни одна древняя
религия, ни язычество, ни браманизм, ни даже Ветхий Завет, не была еще религией спасения: ни в одной из дохристианских религий не было обетования о восстановлении творения в идеальном космосе, о всеобщем воскресении, о вечной и полной жизни.
Цитаты из русской классики со словом «религии»
Ассоциации к слову «религии»
Синонимы к слову «религии»
Предложения со словом «религия»
- Наиболее распространённой из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд человек.
- Легендарный герой, как правило, является созидателем – он открывает новую эпоху, создаёт новую религию, закладывает новый город или меняет образ жизни окружающих.
- В этот же период набирала силу новая христианская религия, фанатично боровшаяся с языческим многобожием, разрушая их храмы, богов, книги, культуру…
- (все предложения)
Сочетаемость слова «религия»
Значение слова «религия»
РЕЛИ́ГИЯ, -и, ж. 1. Мировоззрение, несовместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование бога, сверхъестественных сил, управляющих миром. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РЕЛИГИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «религия»
- Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.
- Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения.
- Религия вносила много суеверий, но она всегда представляла и много положительного. С точки зрения миропознания она представляет своего рода мировую гипотезу, обобщающую все, что человечество в его широчайших слоях знает о мире.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно