Цитаты со словом «разума»
В гегельянстве философия дошла до самообожествления, гегельянство — невиданная гордыня отвлеченного философствующего
разума.
Вместо живого Бога поклонился Гегель своему философскому гнозису, отвлеченному своему
разуму.
Кант оставил познающего с самим собою, гениально формулировал его оторванность от бытия, от действительности, от реальности и искал спасения в практическом
разуме.
Христианский гнозис есть стяжание себе
разума божественным безумием.
Теория Гарнака о том, что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом, внесением начал греческой философии, опровергается всей историей Церкви, которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для
разума человеческого антиномичны, ереси же были рационалистичны, человеческим разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Индивидуальный
разум, индивидуальное усилие не могут открыть универсальной истины.
Человек, предоставленный самому себе, оставленный с самим собой и своим «человеческим», бессилен и немощен, ему не открывается истина, не раскрывается для него смысл бытия, не доступен ему
разум вещей.
Философия, т. е. раскрытие
разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным.
Лишь вселенскому церковному сознанию раскрываются тайны жизни и бытия, лишь в приобщении к церковному
разуму возможно истинное дерзновение, там лишь гарантия против всякого иллюзионизма и призрачности, там подлинный реализм, реализм мистический.
Вот почему религиозное восстановление духовной цельности в познании есть не порабощение познающего
разума, а его освобождение, раскрытие ему путей к истине, к бытию.
Разум должен прекратить свое изолированное, отсеченное существование и органически воссоединиться с цельной жизнью духа, тогда только возможно в высшем смысле разумное познание.
Кант уже окончательно перестал быть католиком и весь полон пафоса рационалистического, религии в пределах
разума.
Отречение от
разума мира сего — безумие в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие: отречением от малого разума, преодолением ограниченности логики обретается разум большой, входит в свои права Логос.
Малый
разум есть ratio, он рационалистичен, большой разум есть Logos, он мистичен.
Малый
разум функционирует как отсеченная часть, большой разум функционирует в цельной жизни духа.
Малый
разум всегда противопоставляет субъект и объект, большой разум постигает тождество субъекта и объекта.
Малый
разум — дискурсивен, большой разум — интуитивен.
И те же рационалисты не видят рационализма и интеллектуализма в ограничениях веры
разумом и наукой, в отдании всего объективного и реального во власть малого разума.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах
разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными категориями, поставил реальность в зависимость от познающего субъекта.
Мистиками остаются те, которые всегда ими были, те, для которых вера выше знания и
разумом не ограничивается, для которых таинства и чудеса реальны и объективны.
Действительность иррациональна для отвлеченного рассудка, но для органического
разума раскрывается органический разум действительности.
Реальность дана непосредственно, и дан путь соединения с ней через цельную жизнь духа, через
разум органический.
Наука отрицает
разум и опирается на разум, опирается на опыт и ограничивает опыт.
Наука ничего не знает о том едином
разуме, который в силах был бы отрицать чудесное.
Шеллинг и Вл. Соловьев больше признавали
разум, чем Спенсер и Милль, чем Коген и Авенариус, и они же больше признавали возможность чудесного.
Философскими усилиями
разума пытался Ориген проникнуть в тайну соотношения между Богом Отцом и Сыном, и мудрости Оригена не дано было вполне постигнуть эту тайну.
Можно ли примириться с дуализмом знания и веры, дуализмом двух
разумов и двух критериев истины?
Кант — крайний, исключительный рационалист, он отвергает все чудесное, рационализирует веру, вводит религию в пределы
разума и не допускает веры нерациональной, не разрешает религии, противной знанию.
Рациональное знание продолжает господствовать, с ним должна сообразоваться вера и ограничивать себя велениями просвещенного
разума.
Рационалистическое вырождение протестантизма в религию в «пределах
разума» есть компромисс и отказ от подвига самоотречения, всякой верой предполагаемого, но с сохранением утешительных постулатов.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же
разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
Нужно рискнуть, согласиться на абсурд, отречься от своего
разума, все поставить на карту и броситься в пропасть, тогда только откроется высшая разумность веры.
Нужно распластаться в акте веры, отречься от себя, тогда поднимаешься, тогда обретаешь высший
разум.
В вере индивидуальный малый
разум отрекается от себя во имя разума божественного и дается универсальное, благодатное восприятие.
Два
разума проходят через всю человеческую жизнь, через всю человеческую историю — разум малый и разум большой.
Взаимоотношение этих двух
разумов и составляет основную проблему философии.
Вечное религиозное выражение этой борьбы двух
разумов дает Апостол Павел, когда говорит: «Будь безумным, чтобы быть мудрым», и еще: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом».
Это и значит, что в «безумии», в отречении от малого
разума есть стяжание себе большого разума, а в «мудрости мира сего», в торжестве малого разума отсутствует большой разум, есть «безумие перед Богом».
Есть ограниченный
разум, рассудок, разум рационалистов, и есть разум божественный, разум мистиков и святых.
В безумном отречении от
разума индивидуального приобретается разум универсальный.
Величайшие философы, и христианские и языческие, те, для которых философия была священной, признавали существование высшего, божественного
разума — Логоса, в котором субъект и объект тождественны, и открывали действие Логоса в человеке.
Основное свойство Логоса, отличающее его от
разума малого, — то, что он присутствует в такой же мере в объекте, как и в субъекте.
Это —
разум вселенский, он так же открывается в природе и истории, как и в человеке.
Через отречение от малого
разума, от рассудка и приобщение к большому разуму, к Логосу, человек прозревает сквозь хаос, сквозь фатум природы Разум мира, Смысл мира.
Но и философам в естественном откровении дан
Разум — Логос только в частных его определениях.
Но и в естественных откровениях философии и теософии человек прикасается к мировому, вселенскому
Разуму.
Рационалисты и позитивисты отстаивают «безумие перед Богом», отрицают мировой
разум и поклоняются рассудочности человеческой, отсекающей от объекта, от космоса, от вселенной.
Какая терминологическая путаница происходит, когда эмпирики не признают полного и подлинного опыта, а лишь ограниченный и конструированный, когда рационалисты не признают полного и подлинного
разума, а лишь ограниченный и оторванный от мировой жизни.
Настоящими эмпириками и рационалистами, т. е. защитниками полноты опыта и вселенскости
разума, должны быть признаны мистики и святые.
Поэтому дело спасения не было делом насилия над человеком: человеку предоставлена свобода выбора, от него ждут подвига веры, подвига вольного отречения от
разума этого мира и от смертоносных сил этого мира во имя разума большого и сил благодатных и спасающих.
Цитаты из русской классики со словом «разума»
Ассоциации к слову «разума»
Синонимы к слову «разума»
Предложения со словом «разум»
- К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует его развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры.
- Пожалуй, стрессовое состояние можно назвать ответной защитной реакцией человеческого организма на некое воздействие со стороны как собственного разума человека, так и окружающей среды.
- Голос разума говорил мне, что всё это несбыточно, но сердце признавало их правдой.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «разум»
Значение слова «разум»
РА́ЗУМ, -а, м. 1. Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РАЗУМ
Афоризмы русских писателей со словом «разум»
- В безмерном углубя пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной.
- Разум есть способность живого существа совершать бессмысленные и нерациональные поступки.
- Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно