Цитаты со словом «от»
Эта незыблемая, непоколебимая вера в то, что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым,
от вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги.
Наша эпоха страдает волей к бездарности, волевым отвращением
от гениальности и даровитости.
Некоторые переходят
от неокантианства к неофихтеанству.
Кант оставил познающего с самим собою, гениально формулировал его оторванность
от бытия, от действительности, от реальности и искал спасения в практическом разуме.
Да и зависимость
от науки знаменует собой потерю самостоятельности философии.
Первые славянофилы, Киреевский и Хомяков, яснее Вл. Соловьева сознавали, что лишь религиозно, а не философски, лишь в полноте жизни, а не в гнозисе достижим универсальный синтез, всеединство, так как свободнее были
от рационализма.
Живому человеку не легче
от этих гносеологических ухищрений, его повергают в царство призрачности, лишают и личности, и свободы, и реальности бытия.
Христианский гнозис требует акта самоотречения, отречения
от гностической гордости, от притязаний разумного познания.
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова, оторванные
от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Даже великий Ориген, поскольку он уклонялся
от вселенской истины Церкви, был интеллектуалистом и рационалистом, впадал в ложный гностицизм.
Он получил мудрость свою
от аскетических подвигов пустынножителей, опытно добывавших свет.
Всего менее это значит, что философия должна стать прислужницей теологии,
от чего она освободилась с таким трудом.
Мы же хотели бы возвратить философии полнокровность, приобщить ее к духу жизни, т. е. окончательно освободить ее
от всякой схоластики.
Оторванность
от жизни и бытия есть порабощение, порабощение необходимости и иллюзионизму.
Философия должна быть свободной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в Церкви — свобода, освобождение
от рабства и необходимости.
Развиваемая здесь точка зрения не нуждается в «гносеологическом» оправдании, и противоречиво было бы требовать
от этой точки зрения чисто гносеологического обоснования.
Господство и верховенство гносеологии, признание за ней высшей функции контроля, ожидание
от нее обоснования и оправдания одного, осуждения и отвержения другого — все это уже есть рационализм и интеллектуализм, против которого и поднимается знамя восстания.
Прагматизм отказывается
от отвлеченно-рационалистических критериев знания, от интеллектуалистической гносеологии.
Тот взгляд на связь философии с религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную гносеологию, резко отличную
от гносеологии «критической».
Судьба истины зависит не
от ума только, но и от воли.
Кантианство убивает не метафизику, не учение о бытии, это была бы невелика беда, оно убивает само бытие, вернее, оно выражает, отражает в жизни совершившееся угашение бытия, его отдаление
от покинутого человека.
После протестантского разрыва личность почувствовала себя оторванной
от объективного бытия, погруженной в себя и стала рефлектировать, потеряла личность источники питания, не имеет уже доступа к сокам бытия.
Отречение
от разума мира сего — безумие в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие: отречением от малого разума, преодолением ограниченности логики обретается разум большой, входит в свои права Логос.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными категориями, поставил реальность в зависимость
от познающего субъекта.
Сознательный переход
от отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни духа, не философии чувства, а философии органического духа, раскрывает возможность положительного решения проблем реальности, свободы, личности.
Для философии, которую мы называем мистической в отличие
от рационалистической, реальность бытия не может быть подорвана никакой рассудочной рефлексией.
Отщепленной
от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
Воинствующий рационализм так характерен для второй половины XIX века, хотя позитивный дух этого века значительно отличается
от просветительного духа века XVIII.
От веры в единую, всеобъемлющую, догматическую науку, постигающую тайну мирового механизма, от веры в материализм, в механизм, в эволюционизм и пр. не остается камня на камне.
На этой почве совершается гносеологический кризис, который начался с призыва к Канту, а в дальнейшем своем развитии должен преодолеть и кантианство, эту для многих элементарную школу, в которой научное знание защищают
от скептицизма и лишают его абсолютной притязательности.
Требование «научной» веры, замены веры знанием есть, как мы увидим, отказ
от свободы, от свободного избрания и от вольного подвига, требование это унижает человека, а не возвышает его.
В теософических течениях нашего времени нельзя не видеть возрождения гностицизма; это все то же желание узнать, не поверив, узнать, ни
от чего не отрекаясь и ни к чему не обязываясь, благоразумно подменив веру знанием.
Именно Кант философски формулировал эту оторванность
от живых истоков бытия, это бессилие воспринять живое конкретное бытие и живого конкретного Бога.
Человек остался одиноким сам с собой, перед бездной пустоты, отрезанным
от живой конкретности, и ему осталось лишь постулировать утешительное, лишь субъективно воссоздавать утерянную божественность в мире.
Он признает веру и защищает автономность веры, независимость ее
от знания.
Религиозная вера вырождается в морализм и в постулаты воли, так как перестают видеть реальность бытия и реальность Божества, оторвавшись
от источника.
У неопротестанта Гарнака и неокатолика Луази ничего уже не осталось
от реальной веры; сознание их исключительно рационалистично.
Как мы увидим ниже, вера есть функция воли, но вера как субъективное и произвольное психологическое состояние, зависящее
от ограничения знания и от настроений, есть или эстетическая забава, или моральное малодушие.
Рационалистическое вырождение протестантизма в религию в «пределах разума» есть компромисс и отказ
от подвига самоотречения, всякой верой предполагаемого, но с сохранением утешительных постулатов.
Но почему же не кусается опыт эмпириков, почему он обезврежен
от мистических опасностей?
Новым, не рационалистическим духом веет также
от философии Бергсона.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости
от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся действительность, все живое бытие есть продукт знания, мышления: мир созидается категориями субъекта, и ничто не в силах из этих тисков освободиться, ничего не является само по себе, независимо
от того, что навязывается субъектом.
В этом только смысле можно сказать, что всякая теория познания имеет онтологический базис, т. е. не может уклониться
от утверждения той истины, что познание есть часть жизни, жизни, данной до рационалистического рассечения на субъект и объект.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в сознательном отвлечении познания
от целостного процесса жизни.
Это привело к формализму, который не имеет отношения к бытию и к содержанию познания и ни
от каких скептических опасностей не охраняет.
Нелепо было бы отрицать значение дискурсивного мышления; без него мы не можем познавать, так как слишком удалились
от первоисточника света; но нельзя искать основ знания в дискурсивном мышлении.
Чем же отличается «вера», на которой покоится знание,
от веры религиозной, почему эта вера связана с особенной твердостью, обязательностью, принудительностью?
«Поверив» в этот мир, мы стали «знать» его;
от силы веры нашей в этот мир знание наше этого мира стало обязательным и твердым.
От мира же иного воля наша отвернулась, наша вера в иной мир или слаба, или совсем отсутствует, поэтому мы не знаем иного мира, наше отношение к нему необязательно и непринудительно.
Цитаты из русской классики со словом «от»
Предложения со словом «от»
- Вообще она не отказывалась время от времени выпить, если вино было хорошо подслащено.
- Чтобы добиться этой цели, надо было сделать шаг, который показал бы, кто именно всё время отказывается от мира, а чтобы придать этому шагу черты большого события, нужно было свидание монархов.
- Я присмотрелся к пацану и внешних отличий от человека не обнаружил.
- (все предложения)
Значение слова «от»
ОТ и ОТО, предлог с род. п. Без ударения, кроме тех случаев, когда оно переносится с существительного на предлог, например: час о́т часу, о́т роду. 1. Употребляется при обозначении места, предмета и т. п., являющегося исходной, отправной точкой движения, перемещения. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОТ
Афоризмы русских писателей со словом «от»
- Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корня. Нет материнской судьбы без народной судьбы.
- Человек стареет не столько от старости своих лет, сколько от сознания того, что он стар, что время его ушло, что осталось только доживать свой век…
- Услышь же, древний град наш стольный,
В годину смут и перемен,
Измены вольной и невольной
И полных скорбию измен
Услышь средь осуждений строгих
От русских от людей привет,
Крепись среди страданий многих
И здравствуй ты на много лет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно