Цитаты со словом «опыты»
А сама мистика, сама метафизика, сам
опыт религиозный?
После всех испытаний, всех странствований по пустыням отвлеченного мышления и рационального
опыта, после тяжкой полицейской службы должна возвратиться философия в храм, к священной своей функции, и обрести там утерянный реализм, вновь получать там посвящение в тайны жизни.
Острота проблемы, перед которой мы стоим, совсем не в том, должна или не должна философия быть автономной и свободной (конечно, должна быть автономной и свободной); острота проблемы в том, должна ли автономная и свободная философия сознать свободно необходимость религиозного питания, религиозной полноты
опыта.
Весь
опыт новой философии громко свидетельствует о том, что проблемы реальности, свободы и личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный гнозис.
Христианские догматы — не интеллектуальные теории, не метафизические учения, а факты, видения, живой
опыт.
Философия, которая будет искать своей пищи в религиозном
опыте, не только не будет схоластикой, но именно она будет противоположна всякой схоластике.
Схоластическое богословие и есть разобщение с тайнами религиозной жизни, оно свидетельствует о том, что
опыт религиозный иссяк, и подменяет опыт отвлеченным мышлением.
Но свободно должна сознать философия, что служить истине она может лишь тогда, когда будет иметь религиозное питание, когда «
опыт» ее будет обширнее и глубже того, которым пользуется рационализм, позитивизм и критицизм.
И вот живая истина, цельная истина не может раскрываться лишь интеллектуально, рассудочно, рационально; с ней можно соприкоснуться лишь в
опыте религиозной жизни.
Бытие дано лишь в
опыте, но оно никогда не бывает дано в опыте рационализированном, рассудочном.
До раздвоения на субъект и объект бытие дано лишь в религиозном, мистическом
опыте.
Преодолеть может лишь новая жизнь, новый
опыт.
В соборном, церковном
опыте дано бытие, душа мира, мать-земля до рационалистического распадения на субъект и объект, до всякого отвлеченного знания.
Подвергнем анализу этот
опыт окончательной замены веры знанием.
Наука отрицает разум и опирается на разум, опирается на
опыт и ограничивает опыт.
Эмпиризм видит источник и оправдание знания в
опыте, в опыте же ищет и гарантий твердости знания.
«
Опыт» эмпириков подозрительно рационализирован, опыт этот тенденциозно конструирован и ограничен пределами, не самим опытом поставленными.
Эмпирики слишком хорошо знают, что в
опыте никогда не может быть дано; они слишком уверены, что чудесное никогда не было и никогда не будет в опыте дано.
Но откуда такая уверенность, из
опыта ли она почерпнута?
Опыт сам по себе, опыт не конструированный рационально, опыт безграничный и безмерный не может ставить пределов и не может дать гарантий, что не произойдет чудо, т. е. то, что эмпирикам представляется выходящим за пределы их «опыта».
Не рационализированный, первичный, живой
опыт и есть сама безмерная и бесконечная жизнь до рационального распадения на субъект и объект.
Поразительно, что так мало обращают внимания на рационализм эмпиризма, на фальсификацию
опыта у эмпириков.
Ведь слишком ясно, что эмпиризм признает только
опыт в рациональных пределах, к опыту же не рациональному он относится отрицательно, как к мистике.
Ведь
опыт, сам по себе взятый, как источник всякого познавательного питания не уполномочивал эмпириков говорить за себя.
Вышло же, что не
опыт повелевает эмпириками, а эмпирики повелевают опытом и ему навязывают свою рассудочность и ограниченность.
Когда кантианец так твердо знает, что в
опыте не может быть чуда, то это понятно, потому что опыт кантианца конструирован рациональными категориями, он сознательно в тисках, на живой опыт надет намордник, и он укусить не может.
Но почему же не кусается
опыт эмпириков, почему он обезврежен от мистических опасностей?
Эмпиризм есть бессознательная и потому низшая форма рационализма, он имеет дело не с первичным и живым
опытом, а с вторичным и рационализированным; твердость знания у эмпиризма есть твердость рационализма, контрабандным образом проведенного.
Но в последнее время начинается движение против господства этого рационализированного
опыта за восстановление в правах первичного, живого, беспредельного опыта, в котором может быть дано не только «рациональное», но и «мистическое».
Так, напр., русский философ Лосский оригинально защищает мистический эмпиризм, который берет
опыт нерационализированно и расширяет до бесконечности сферу возможностей.
Талантливый американский психолог и философ Джемс также отстаивает расширение
опыта за пределы рационального.
Знаменательно, что Джемс, трезвый англосаксонец, признает за
опытом святых и мистиков такой же фактический характер, как и за всяким другим опытом.
Джемс, как и Лосский, борется за расширение сферы
опыта, преодолевает рационализм эмпирический во имя эмпиризма подлинного, не фальсифицированного и не конструированного.
[У Липпса мы встречаем уже иной тип эмпиризма, не рационалистический и не позитивистический; он как бы признает
опыт самой «жизни», а не только опыт «знания».
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный
опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты эмпиризма и рационализма, является такой же формой рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным
опытом.
Воля наша избрала данный нам в
опыте мир, «этот» мир, объектом своей любви, и он стал для нас принудителен, стал навязчив.
И сам
опыт, в котором рационализм стал искать пищи от голода, оказался не бытием, а рациональной конструкцией.
Какая терминологическая путаница происходит, когда эмпирики не признают полного и подлинного
опыта, а лишь ограниченный и конструированный, когда рационалисты не признают полного и подлинного разума, а лишь ограниченный и оторванный от мировой жизни.
Настоящими эмпириками и рационалистами, т. е. защитниками полноты
опыта и вселенскости разума, должны быть признаны мистики и святые.
Но для этого нужен иной
опыт.
Созерцание общих идей как реальностей дается лишь победой над ограниченной чувственностью и рассудочностью, благодатным расширением
опыта.
Рационализм и ограничивает
опыт, и противится божественному разуму.
Европейская мысль перешла от отвлеченного рационализма Гегеля к материализму и эмпиризму, искала в «
опыте» утерянное живое бытие.
Но в этом «
опыте» нельзя найти бытия.
Конкретный идеализм имеет свое питание в мистическом
опыте и воссоединяет знание с верой, философию с религией.
Полнота живого
опыта дана лишь в мистическом восприятии; без религиозного питания, без непосредственной интуиции философия чахнет и превращается в паразита.
Философия должна питаться и
опытом научным, и опытом мистическим.
И наука, и философия подводят к великой тайне; но та лишь философия хороша, которая проходит путь до последней тайны, раскрывающейся в религиозной жизни, в мистическом
опыте.
Сущее дано лишь в живом
опыте первичного сознания, до рационалистического распадения на субъект и объект, до рассечения цельной жизни духа.
Цитаты из русской классики со словом «опыты»
Ассоциации к слову «опыты»
Предложения со словом «опыт»
- Подобно кашалотам, слоны живут в семьях, где возраст и жизненный опыт имеют большое значение.
- Анализ многолетнего собственного опыта работы с соматическими проявлениями позволил определить спектр психологических возможностей человека по регуляции функциональных и морфологических качеств организма.
- В данной книге обобщён мой многолетний личный опыт работы на позиции арбитражного управляющего и адвоката.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «опыт»
Значение слова «опыт»
О́ПЫТ, -а, м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОПЫТ
Афоризмы русских писателей со словом «опыт»
- Закон опыта нужно восполнять философским познанием.
- В самом деле, какое чудесное свойство, какая могучая сила приходит к человеку вместе с его старостью. Приходит опыт, нередко помноженный на мудрость и знания.
- Опыт! скажи, чем гордишься ты? что ты такое?
Ты — плод ошибок и слез, силам потраченным счет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно