Цитаты со словом «метафизика»

Область
поиска
Область
поиска
Теперь пишут исследования о былых мистиках, о былых метафизиках, о Платоне, о Скотте Эригене, о Мейстере Эккерте, о Якове Бёме и о св. Терезе.
А сама мистика, сама метафизика, сам опыт религиозный?
Только христианская метафизика утверждает реальность бытия и реальность путей к бытию, постигает великую тайну свободы, ни на что не разложимой и ни к чему не сводимой, и признает субстанцию конкретной личности, заложенной в вечности.
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Во избежание недоразумений особенно следует подчеркнуть, что речь идет совсем не об оправдании гносеологии психологией, метафизикой, онтологией.
Гносеология требует жизненного оправдания, т. е. оправдания перед полной и цельной жизнью духа, а не перед какой-нибудь дисциплиной знания вроде психологии или метафизики.
Для познания научного я утверждаю прагматический позитивизм, для познания высшего — мистический реализм, для критической гносеологии — этой дурной метафизики — не остается места.
Кантианство убивает не метафизику, не учение о бытии, это была бы невелика беда, оно убивает само бытие, вернее, оно выражает, отражает в жизни совершившееся угашение бытия, его отдаление от покинутого человека.
Когда я житейски говорю, что твердо знаю о существовании души у моего ближнего, то этим я утверждаю элементарную метафизику, основу метафизики наукообразной.
Критическая теория познания неопровержимо показала невозможность обосновать себя на психологии или метафизике, поскольку психология и метафизика являются уже знанием.
Гносеология сама по себе не в силах разрешить этого вопроса; она может лишь констатировать, что знание всегда упирается в веру, дальнейшее же углубление возможно лишь для метафизики.
Они сводят причинность исключительно к функциональному соотношению и пытаются даже совсем отделаться от причинности, слишком, по их мнению, зараженной метафизикой.
Лучше положительной науке освободиться от метафизических предрасположений, это лучше и для науки, и для метафизики.
Так шло развитие от гносеологии Канта к метафизике Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Новейшие неокантианцы также не в силах удержаться от этого рокового перехода к метафизике и онтологии.
С одной стороны, гносеологов подстерегает метафизика и онтология (сверхиндивидуальный субъект, сознание вообще и т. п.); с другой, подстерегает психология и биология (психофизическая организация, субъект психологический и биологический).
Критицизм остается компромиссом метафизики (трансцендентальное сознание и сверхиндивидуальная оценка) и позитивизма (отрицание трансцендентных реальностей, имманентизм, психобиологизм в генетической точке зрения).
Эта точка зрения фатально должна прийти к метафизике панлогизма, так как признает исключительно рациональность, логичность бытия и бытийственность исключительно рационального, логического.
В конце концов, гносеологический критицизм есть лишь одно из метафизических направлений, и притязания его быть выше всякой метафизики и предшествовать всякому познанию прямо смешны.
Это — этически ориентированная метафизика, как у фихте.
Но в теории научного познания позитивизм Маха, прагматизм таких ученых, как Пуанкаре и т. п., гораздо плодотворнее и ближе к работе ученых, чем метафизика Когена, Риккерта и др.
Науку нужно спасать, а не метафизику или теологию.
Метафизика превратилась в жупел, стала синонимом рационализма.
Можно думать, что только метафизики — рационалисты, а вот критицисты и позитивисты — те не рационалисты.
Спора нет, что метафизика слишком часто бывала крайним рационализмом, не специально метафизика, а вообще философия, целое направление человеческого мышления и познания.
Критицисты и позитивисты — только последние результаты этой рационалистической метафизики, не им судить, в их владении нет такого места, с которого можно было бы наблюдать и исследовать рационализм в метафизике.
О рационализме и нерационализме в метафизике нужно предоставить судить мистикам.
У рационалистов и метафизика будет рационалистическая, но метафизика никогда не была рационалистической у мыслителей религиозных, у мыслителей-мистиков, прикасающихся к живой сущности бытия.
Метафизика рассудка — рационалистична, но не рационалистична метафизика Логоса.
Спиритуалистическая метафизика не есть психологизм, она не может быть добыта психологической наукой.
Вот основная истина всякой религиозной метафизики.
В душе русских философов живет уважение к великому прошлому философии; все они защищают права метафизики в эпоху философского безвременья.
Душа гносеологии Лосского тяготеет к русской философии, хотя по методам, по способу подхождения он отличается от русских метафизиков, недостаточно считавшихся с новейшими течениями.
Лосский хочет построить теорию познания, сделав вид, что он ничего не знает о мире, что эта теория знания может привести как к материализму, так и к мистической метафизике.
Своего родства с метафизикой Платона, Лейбница и Шеллинга Лосский не может скрыть.
В основе христианской метафизики лежит идея Логоса.
Прошлое метафизики — это не гордыня, а смирение человека, смирение перед универсальным Разумом.
Метафизика не может быть и не была делом индивидуального произвола: она соборна и универсальна.
Наука говорит правду о «природе», верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка природы, о сущности бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии — учения о здоровой сущности мира, в ведении метафизики, мистики и религии.
Метафизика неизбежно ведет к спиритуалистическому монизму, который утверждает в природе связь духа и материи, одухотворенность материи.
Идея Логоса была уже сознана греческой философией, соединилась с ветхозаветными чаяниями Мессии и стала основой христианской метафизики.
В этих словах евангелиста Иоанна сказалась вся правда греческих метафизиков и ветхозаветных пророков.
Догматы, откровенные истины веры — не теории, не учения, не метафизика, не богословие.
Восточная мистика, восточное богословие, восточная метафизика выработала идею θέωσις’а — обожения человеческой природы (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Григорий Нисский и др.).
 

Цитаты из русской классики со словом «метафизика»

Мистика относится к духу, к плану духовности, рациональная же теология и метафизика относятся к объективированному бытию, в котором существование рационализировано и социализировано.
Материализм и позитивизм — в такой же мере философия послушания необходимости, в какой схоластическая и рационалистическая метафизика.
Христианская этика вообще и этика творчества в частности не приемлет материалистического миросозерцания, основанного на господстве количества и отрицании качества, требующего уравнения по низшему, не допускает метафизики равенства, истребляющего бытие, т. е. метафизики антиперсоналистической, отрицающей личность и ее духовную жизнь.
Правда не на стороне метафизики понятий, не на стороне онтологии, имеющей дело с бытием, правда на стороне духовного познания, имеющего дело с конкретной духовной жизнью и выражающего себя символами, а не понятиями.
Это нужно понимать духовно, а не в терминах натуралистической метафизики и натуралистической теологии.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «метафизика»

Предложения со словом «метафизика»

Значение слова «метафизика»

  • МЕТАФИ́ЗИКА, -и, ж. 1. Метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи, противоречий и развития. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова МЕТАФИЗИКА

Афоризмы русских писателей со словом «метафизика»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «метафизика»

МЕТАФИ́ЗИКА, -и, ж. 1. Метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи, противоречий и развития.

Все значения слова «метафизика»

Предложения со словом «метафизика»

  • Это эссе с его несколько парадоксальной окраской сводит воедино области метафизики, эпистемологии и этики, отчего сборник приобретает завершённость – надеюсь, не только мнимую.

  • Тот, кто хочет создать метафизику истории, должен быть в такой же мере философом, как и историком.

  • В действительности, онтология – основа метафизики или важное её ответвление.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «метафизика»

Какой бывает «метафизика»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я