Цитаты со словом «критическая»
Все эти печальные симптомы так характерны для
критических эпох.
Критические эпохи по преимуществу — о чем-то, органические эпохи по преимуществу — что-то.
Великое значение Ницше для нашей эпохи в том и заключается, что он с неслыханной дерзостью решился сказать что-то; он нарушил этикет
критической эпохи, пренебрег приличиями научного века, был самой жизнью, криком ее глубин, а не — о жизни.
Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к тому заключению, что познание не компетентно связать познающего с объектом познания, с бытием.
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания — соединение познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения познающего субъекта к познаваемому объекту.
Тот взгляд на связь философии с религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную гносеологию, резко отличную от гносеологии «
критической».
Тогда лишь гносеология понимает смысл тех категорий, над которыми бессильно рефлектирует гносеология
критическая.
Для познания научного я утверждаю прагматический позитивизм, для познания высшего — мистический реализм, для
критической гносеологии — этой дурной метафизики — не остается места.
Тогда и современная
критическая гносеология будет признана греховной.
Встречает вас
критическая гносеология в передней и не пускает в жилые комнаты.
Объект познания, вековечная цель его — бытие и его тайны — утеряны в рассудочной и
критической философии.
Критическая расслабленность может быть побеждена лишь органическим духом, лишь решившейся волей.
Только вера знает, что рефлексия
критической гносеологии над тем, реально ли бытие и может ли оно быть познано, есть ложь.
Преодолевается самодовольство ученых, их догматическое отношение к незыблемым основам науки заменяется отношением
критическим.
В последних и самых утонченных своих плодах
критический идеализм отрицает брачную тайну познания.
Критическая гносеология на вершине своей превращается в паразита на древе познания.
Критическая теория познания неопровержимо показала невозможность обосновать себя на психологии или метафизике, поскольку психология и метафизика являются уже знанием.
Рационализм кантовской и вообще
критической философии я вижу в сознательном отвлечении познания от целостного процесса жизни.
Критическая теория познания не опровергла возможности интеллектуальной интуиции.
Критическая гносеология — тончайший плод умственной культуры.
Если вникнуть в жизненную основу и жизненный смысл проблемы
критической гносеологии, в ее психологию, в скрытое за ней мироощущение, то должно будет признать, что проблема эта является результатом болезненной рефлексии, раздвоенности, почти что какой-то мнительности.
Бытие не есть непременно объект, как склонны утверждать
критические идеалисты, оно в такой же мере и субъект.
Критические гносеологи имеют дело лишь с частной и ограниченной формой познания.
Критические гносеологи жаждут освободиться от психологизма и антропологизма и ставят эту проблему очень остро, иногда даже остроумно.
Таким образом,
критическая гносеология фатально разлагается на метафизический онтологизм и психобиологический позитивизм.
Проблема, так остро поставленная Гуссерлем и взволновавшая весь философский мир, не может быть разрешена «критицизмом» и
критической гносеологией.
Для
критической гносеологии познание есть все же дело человеческое, и потому освобождение от психологизма есть поднятие себя за волосы.
Критическая гносеология — человеческого происхождения, и где же ей возвыситься над антропологизмом, как хочет Гуссерль и др.
Рационализация слов, на которой так настаивает
критическая гносеология, есть распад и разрыв.
Для
критической гносеологии всякое сочетание слов есть суждение, а всякое суждение есть рационализация.
Критическая гносеология может быть обвинена в там, в чем она всех так любит обвинять.
Прагматизм Джемса, иррационализм Бергсона, reductio ad absurdum всей
критической гносеологии у Риккерта — все эти явления имеют большое симптоматическое значение, помогают выйти из кризиса.
В
критической гносеологии проблема трансцендентного бытия принимает призрачный характер и разрешается лишь номинально.
Основное и неустранимое противоречие
критической гносеологии я вижу в том, что для нее трансцендентальное сознание неизбежно превращается в объект, и должно предшествовать всякому объекту.
Никогда мы не достигнем того, что уже ничего не предполагает раньше, что уже не требует
критического исследования.
Критическая гносеология не имеет органа, которым могла бы оправдать свои операции, ее субъект является ее же объектом, и потому гносеология попадает в порочный круг.
На этот неисправимый порок
критической гносеологии упорно не хотят обратить достаточного внимания.
Критический идеализм гносеологов для науки не только не нужен, но даже вреден, так как вносит разлагающую рефлексию в здоровую работу ученых.
Еще раз повторяю:
критическая гносеология есть лишь паразит науки, болезненная рефлексия от худосочия.
Тот путь, которым мы должны идти, есть, конечно, путь
критический, хотя и не путь «критицизма».
Синтетическая целостность жизни духа может и должна быть воссоздана после всех испытаний
критической дифференциации, должна быть осуществлена как высшая ступень бытия.
Критический, сознательный, творческий догматизм — вот к чему мы идем.
Только догматические, органические эпохи — творческие, дерзающие, эпохи исключительно
критические лишены творчества, плоски.
Критическая и эмпирическая философия во всех своих формах одинаково неспособна уловить бытие.
На вершине «
критической» философии нам предлагают вместо сущего препарированную в кабинете ценность.
Рационалистической отвлеченностью страдает не только рационализм в собственном смысле этого слова, докантовский рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница, послекантовский рационализм Гегеля, но нисколько не в меньшей степени и сам Кант, и Юм, и вся
критическая философия.
Критическая философия, следующая за Кантом, но лишенная его глубины и величия, вырождается в неосхоластику, подменяет философию словесностью, и притязания ее быть «критической» по преимуществу прямо смешны.
Самомнение
критической философии, ведущей свое летосчисление с «коперниковского» переворота Канта, представляется мне ни на чем не основанным.
Если понимать принцип критицизма формально, как исследование природы познания, то
критическая философия начала свое существование задолго до Канта: критикой познания занималась еще греческая философия и всякая настоящая философия непременно критическая.
Различие между критицизмом и догматизмом в философии условно и относительно, и
критическая философия не менее догматична, чем всякая другая.
Цитаты из русской классики со словом «критическая»
Ассоциации к слову «критическая»
Синонимы к слову «критическая»
Предложения со словом «критический»
- Напротив, цель упражнений состоит в том, чтобы снабдить вас практическими примерами, которые могли бы служить в качестве образца, а в критической ситуации стали бы козырным тузом.
- Эти продвижения достигли критического момента, после которого по этому вопросу, вероятно, начнёт складываться консенсус.
- Миттерану пришлось всё-таки выслушать впоследствии массу критических замечаний от местных интеллектуалов и политиков.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «критический»
Что (кто) бывает «критической»
Значение слова «критический»
КРИТИ́ЧЕСКИЙ1, -ая, -ое. 1. Содержащий в себе критику (в 1 и 3 знач.). Критический пересмотр чего-л. Критические замечания. Критический очерк. Критический отдел журнала.
КРИТИ́ЧЕСКИЙ2, -ая, -ое. 1. Находящийся в состоянии кризиса; переломный. Критический возраст. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КРИТИЧЕСКИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «критический»
- Это только кажется человеку, что он знает себя, знает свои возможные поступки… Но узнает лишь в критические моменты. Не всякий герой знал, что он герой, трус — что он трус.
- В критических обстоятельствах люди меняются. Меняются к лучшему или к худшему. От лучшего к худшему и наоборот.
- Бездарность никогда не откажется от критической деятельности уже потому, что не сознает себя бездарностью.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно