Цитаты со словом «идеи»
Ни природа реальности, ни природа свободы, ни природа личности не могут быть постигнуты рационалистически,
идеи эти и предметы эти вполне трансцендентны для всякого рационалистического сознания, всегда представляют иррациональный остаток.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга
идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия, реальностей, целостной жизни духа.
Сама
идея Логоса есть идея священной, религиозной философии, она чужда философии полицейской, мирской.
Романтическая реакция начала XIX века оплодотворила свой век историзмом и
идеей развития.
Идея науки, единой и всеразрешающей, переживает серьезный кризис, вера в этот миф пала, он связан был с позитивной философией и разделяет ее судьбу; сама же наука пасть не может, она вечна по своему значению, но и смиренна.
Школа Когена и Наторпа разрешает бытие в трансцендентальную методу и все сводит к рациональным
идеям.
С. Трубецкой в своих исторических и теоретических работах блестяще проследил судьбу
идеи Логоса в философии, но, к сожалению, не довел своего дела до конца.]
Тогда лишь сознательно укрепляется
идея чуда, когда устанавливается и противоположная идея закономерности природы.
Идею Троичности считают исключенной законом тождества, основным законом мышления.
Идея Троичности не санкционируется законами логики, но санкционируется законами Логоса.
Начало выветриваться всякое содержание из
идеи разума, и теряется право оперировать с самим словом разум.
Мах и Авенариус, пытаются окончательно вытравить всякий метафизический привкус из
идеи причинности.
Созерцание общих
идей как реальностей дается лишь победой над ограниченной чувственностью и рассудочностью, благодатным расширением опыта.
Вот истина, которая не была достаточно постигнута германским идеализмом, так много сделавшим для утверждения
идеи универсального разума, но воспринявшим и впитавшим протестантский индивидуализм.
Гносеология, в основе которой лежит
идея Логоса, разума большого, объединяющего субъект и объект, будет не рационализмом и не иррационализмом, а сверхрационализмом.
Как тяжело думать, что вот „может быть“ в эту самую минуту в Москве поет великий певец-артист, в Париже обсуждается доклад замечательного ученого, в Германии талантливые вожаки грандиозных политических партий ведут агитацию в пользу
идей, мощно затрагивающих существенные интересы общественной жизни всех народов, в Италии, в этом краю, „где сладостный ветер под небом лазоревым веет, где скромная мирта и лавр горделивый растут“, где-нибудь в Венеции в чудную лунную ночь целая флотилия гондол собралась вокруг красавцев-певцов и музыкантов, исполняющих так гармонирующие с этой обстановкой серенады, или, наконец, где-нибудь на Кавказе „Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят“, и все это живет и движется без меня, я не могу слиться со всей этой бесконечной жизнью.
В
идее универсального Разума гносеология соединяется с онтологией.
В основе христианской метафизики лежит
идея Логоса.
Созерцание вечных
идей как реальностей дается лишь в мистическом акте самоотречения, погружения в Абсолютное.
Перегородок не существует, в знании дано универсальное бытие — вот основная
идея Лосского.
Лейбниц оплодотворяется
идеями Шеллинга.
Земной дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой
идеей прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая.
Сознание же наступает тогда, когда освобождается человек от лживой
идеи, что он лишь пленник у посторонней ему злой стихии, что он обиженный внешней силой, когда возвращается человеку его высшее достоинство, повелевающее самого себя считать виновником своей судьбы и ответственным за зло.
Теория познания придет, наконец, к реализму, когда положит в свое основание новую, необычную для отвлеченных философов
идею, идею греха как источника всех категорий, источника самой противоположности субъекта и объекта, которая остается тайной для всех гносеологий.
Идея же греха и вытекающей из него болезненности бытия дана нам до всех категорий, до всякого рационализирования, до самого противоположения субъекта объекту; она переживается вне времени и пространства, вне законов логики, вне этого мира, данного рациональному сознанию.
Ниже мы вернемся к
идеям бытия и небытия, которые прежде всего должны быть исследованы онтологической гносеологией.
Идея эманации противоположна идее творчества.
Эта
идея положительного бытия [Слово бытие я здесь все время употребляю не в общем и отвлеченном смысле, а в метафизическом смысле истинно-сущего.
Замечательный анализ
идеи бытия дан русским философом Козловым.] и всецелого пребывания его в абсолютном Существе есть идея первоначальная, нам данная из непосредственного источника, не искоренимая никакими софизмами позитивизма и критицизма, ни из чего не выводимая, усматриваемая в глубине.
Идея бытия есть первичная интуиция, а не производный результат дискурсивного мышления, и все попытки критицистов разложить эту идею на простейшие элементы, ничего общего с бытием не имеющие, из субъекта взятые, производят впечатление софизмов, являются ненужным и вредным схоластическим формализмом.
Непосредственная данность
идеи бытия и есть данность самого бытия.
Мы с полным спокойствием интеллектуальной совести можем положиться на
идею бытия как положительной полноты и исходить от бытия.
Космос, предвечно пребывающий в Божестве, есть полное, гармоническое, свободное бытие, осуществленное и утвержденное бытие всех существ, всех
идей Бога в их окончательном соединении.
[У Вл. Соловьева есть остроумное учение о различии между бытием как состоянием, которое Гегель превратил в отвлеченную
идею, и сущим как конкретным, живым носителем бытия, субстратом, существом.
Идея сущего есть основная идея русской философии.
Все достоинство творения, все совершенство его по
идее Творца — в присущей ему свободе.
По плану творения космос дан как задача, как
идея, которую должна творчески осуществить свобода тварной души.
В плане творения нет насилия ни над одним существом, каждому дано осуществить свою личность,
идею, заложенную в Боге, или загубить, осуществить карикатуру, подделку.
Идея Творца полна достоинства и свободы: Он возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел человек за Творцом, прельщенный и плененный Им (слова Великого Инквизитора).
Индийская
идея метемпсихоза чужда и противна христианскому сознанию, так как противоречит религиозному смыслу земной истории человечества, в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог в конкретном образе человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
Идея переселения души, отделения души от плоти этого мира и перехода из этого мира в совершенно иной, противоположна вере в воскресение плоти и космическое спасение человечества и мира путем Церкви и истории.
Нельзя осмыслить мира и мировую историю помимо
идеи Троичности Божества, необходимо поставить в центре мировой трагедии Логос.
Идея Единого Бога или Бога Отца сама по себе не делает понятным ни распад между творением и Творцом, ни возврат творения Творцу, не осмысливает мистическое начало мира и его истории.
Мир сотворен Богом через Логос, через Смысл, через
идею совершенства творения, предвечно пребывающую в Боге и равную Ему по достоинству.
Идея Логоса была уже сознана греческой философией, соединилась с ветхозаветными чаяниями Мессии и стала основой христианской метафизики.
Дитя-Логос — совершенное, равное Отцу по достоинству, столь же божественное, как и Сам Отец, дитя это есть творение, как космос, как
идея бытия, каким оно должно быть.
Дитя-мир — несовершенное, не равное Отцу по достоинству, не осуществленная
идея бытия, бытие, смешанное с небытием.
Абсолютное бытие немыслимо без творения из него того бытия, которое было бы им любимо и любило бы его, которое осуществляло бы его
идею, его Логос.
Сын Божий — второе лицо Троицы, и есть неизбежность акта творения, и есть
идея мира совершенного — космоса.
В глубине творения зародился грех, черты творения исказились злом, не осуществилась в нем совершенная
идея Бога, нет в нем той любви к Богу, которая только и делает бытие полным и содержательным.
Цитаты из русской классики со словом «идеи»
Ассоциации к слову «идеи»
Предложения со словом «идея»
- К лекциям по эстетике. Только новые идеи рождают новое искусство. Только новое искусство рождает новую эстетику.
- Отбросив это, вы станете самим собой, так что сможете очень ясно видеть реальность, а хорошие идеи придут в зависимости от случая.
- Он был первым, кто набросал основные идеи новой географии в их взаимосвязи, хотя в статье это можно было сделать только в предельно обобщённом виде.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «идея»
Значение слова «идея»
ИДЕ́Я, -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. --- (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИДЕЯ
Афоризмы русских писателей со словом «идея»
- Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
- Идея политическая, как и всякая другая, имеет право гражданства в искусстве.
- Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением, ради чего он пишет.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно