Цитаты со словом «бы»
Я был
бы счастлив, если б книгой этой обострил в современном сознании ряд жгучих религиозно-философских проблем, особенно в сознании людей, вступивших на путь религиозно-мистический.
И почти нельзя уже встретить людей, которые верили
бы в философию так, как верили в Греции, как верили в Германии в эпоху ее философского расцвета.
Потом в той же классической философской стране Европы раздался клич «назад к Канту», и в разных формах неокантианства произошло как
бы возрождение философской мысли.
Гностицизм в существе своем есть рационализм, какое
бы мистическое одеяние он ни одевал, это рафинированный, с трудом распознаваемый рационализм.
Скорее можно было
бы назвать схоластикой отвлеченную философию и современную гносеологию, так как они порвали с духом жизни, жизни себя противопоставили.
Мы же хотели
бы возвратить философии полнокровность, приобщить ее к духу жизни, т. е. окончательно освободить ее от всякой схоластики.
Развиваемая здесь точка зрения не нуждается в «гносеологическом» оправдании, и противоречиво было
бы требовать от этой точки зрения чисто гносеологического обоснования.
Логически нелепо было
бы требовать гносеологического обоснования точки зрения, которая с самого начала отвергает подобную компетенцию гносеологии.
Очень ошиблись
бы те, которые заключили бы нашу мысль в интеллектуально-рационалистические категории.
Роковым заблуждением было
бы думать, что кризис современной философии и грех современной гносеологии могут быть преодолены новой философией и гносеологией.
Наивно было
бы думать, что можно исповедовать кантианство как теорию знания, как научную методологию, а в самой жизни, в самом бытии быть чем угодно.
Кантианство убивает не метафизику, не учение о бытии, это была
бы невелика беда, оно убивает само бытие, вернее, оно выражает, отражает в жизни совершившееся угашение бытия, его отдаление от покинутого человека.
Смешно было
бы противопоставить духу Достоевского дух Когена или Риккерта.
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую форму изложения, преобладающую в этой книге. Но форма эта не случайно явилась и не выдумана, форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из основного устремления духа и не может быть иной. Для меня вера есть знание, самое высшее и самое истинное знание, и странно было
бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному знанию.
Три решения я
бы формулировал так: 1) верховенство знания и отрицание веры, 2) верховенство веры и отрицание знания, 3) дуализм знания и веры.
Наука ничего не знает о том едином разуме, который в силах был
бы отрицать чудесное.
В познавательном восприятии видимых вещей, в доказательствах, в дискурсивном мышлении как
бы теряется свобода человека, она не нужна уже.
[У Липпса мы встречаем уже иной тип эмпиризма, не рационалистический и не позитивистический; он как
бы признает опыт самой «жизни», а не только опыт «знания».
Нелепо было
бы отрицать значение дискурсивного мышления; без него мы не можем познавать, так как слишком удалились от первоисточника света; но нельзя искать основ знания в дискурсивном мышлении.
Все ведь признают, что аксиомы недоказуемы, что они предмет веры, но как
бы непроизвольной, обязательной, связывающей веры.
В дерзновении веры человек как
бы бросается в пропасть, рискует или сломать себе голову, или все приобрести.
Но, как увидим, и замена знания верой была
бы отказом нести бремя мировой фактичности, с которой мы связаны по собственной вине.
Но до этого акта веры, до вольного отречения и согласия на все во имя веры не может открыться разумность веры, так как это было
бы принудительным знанием.
Это взаимоотношение лежит на дне всякой гносеологии, хотя
бы ею и не сознавалось.
Все более открывается, что победоносные возражения науки против возможности чуда, в сущности, основаны на особенной вере, я
бы даже сказал, на суеверии.
Вера от чуда была
бы насилием, принуждением.
Ясно, что может произойти что-то неожиданное, новое, как
бы «чудесное» для тех, для кого мир исчерпывался данным помещением.
Если
бы можно было доказать, что Христос воскрес, то чудо воскресения потеряло бы свой спасительный смысл, оно вошло бы в круговорот природной жизни.
В научном знании открываются подлинные тайны природы, природы в данном, хотя
бы и дефектном, болезненном ее состоянии.
В науке есть элементы высшего гнозиса, в ней как
бы приоткрываются человеку тайны Божьего творения.
Многие говорят, что хотели
бы верить, но не могут.
Наука и религия должны были
бы быть признаны по меньшей мере равноценными как пища для философии.
Другим соблазном оторванного познающего субъекта является желание признать себя творцом бытия, увидеть в действительности как
бы копирование самого себя.
Эту точку зрения я
бы назвал творческим реализмом и еще назвал бы мистическим реализмом.
Мы хотели
бы прийти друг к другу и поговорить по душе, но слова не пускают дальше передней.
Знание предшествует суждению и в суждении находит лишь условную форму своего выражения, как могло
бы его найти в жестах.
То же я знаю и обо всем объеме бытия, которое не зависит ни от какого суждения, хотя
бы от суждения «сознания вообще», как утверждают гносеологи.
Проблема эта разрешается положительно до всякой гносеологии, разрешается в «переживании», как сказал
бы Риккерт, но «переживание» это есть уже познание.
Модное же слово «переживание» лучше было
бы окончательно бросить.
Критическая гносеология не имеет органа, которым могла
бы оправдать свои операции, ее субъект является ее же объектом, и потому гносеология попадает в порочный круг.
Я не предлагаю вернуться к первоначальной наивности, это было
бы невозможно и это значило бы, что весь процесс мирового самосознания совершился даром и ничего не завоевал.
Скорее можно было
бы сказать: творчество невозможно без догматизма, без догматического упора, без догматических утверждений.
Критицисты и позитивисты — только последние результаты этой рационалистической метафизики, не им судить, в их владении нет такого места, с которого можно было
бы наблюдать и исследовать рационализм в метафизике.
Молодое поколение, философски ищущее и мыслящее, могло
бы найти у русских мыслителей большие богатства, чем у Авенариусов, Риккертов, Шуппе, Когенов и др. представителей философии европейской.
При поверхностном чтении гносеологию Лосского легко смешать с школой имманентного монизма: многое как будто
бы напоминает Шуппе, даже Авенариуса, новейших критицистов и эмпириков.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что философии следует начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему
бы не начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных, первичных данных нерационализированного сознания?
По своим стремлениям Лосский как
бы продолжает дело русской философии.
Но если
бы Лосский строил сознательно онтологическую гносеологию, он не впал бы в тот гносеологический оптимизм, который составляет основной дефект его книги, он дал бы верное освещение проблемы лжи в восприятии мира и познании мира, что составляет для него главный камень преткновения.
Лосский как
бы не чувствует драмы познания, оторванности субъекта от бытия.
С точки зрения Лосского, мир должен быть воспринят в абсолютной полноте, знание должно было
бы достигнуть своей вожделенной цели.
Цитаты из русской классики со словом «бы»
Предложения со словом «бы»
- Здесь не должно быть места ни для каких мыслей о другой стороне и о том, чего она могла бы хотеть.
- – Или хотя бы можешь сказать наверняка, в каком состоянии они находятся?
- Женись он на более мягкосердечной женщине, то, быть может, стал бы ещё более порядочным или даже сам умягчился сердцем, потому что вступил в брак совсем юным и очень любил жену.
- (все предложения)
Значение слова «бы»
БЫ [ср. б[1]] частица.
1. При форме прош. вр. образует сослагательное наклонение в знач.: 1) предположительной возможности действия: он бы пришел (или он пришел бы), если бы был здоров; было бы корыто, а свиньи будут; 2) пожелания: я бы погулял еще немного; 3) мягкого или вежливого предложения: ты бы соснул немножко; вы бы присели.
2. При инф. — 1) выражает пожелание: спеть бы; не вам бы говорить; 2) с отрицанием «не» употр. в знач. сослагательного наклонения: мне бы не справиться, если бы ты не помог. ◊ Если бы, когда бы, как бы... — см. если, когда, как. (Толковый словарь Ушакова)
Все значения слова БЫ
Дополнительно