Неточные совпадения
Я думал, что мир приближается путем страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической
проблемы Востока и Запада и что России выпадет в этом решении центральная роль.
Мировая война жизненно подводит нас к
проблеме русского мессианизма.
Статья вращается вокруг вечной темы русских размышлений, вокруг
проблемы Востока и Запада.
В формуле К. Леонтьева есть некоторое эстетическое преувеличение, но есть в ней и несомненная истина, в ней ставится очень интересная
проблема русской народной психологии.
Страсти, которые обычно вызывают национальные
проблемы, мешают прояснению сознания.
Работа мысли над
проблемой национальности должна, прежде всего, установить, что невозможно и бессмысленно противоположение национальности и человечества, национальной множественности и всечеловеческого единства.
Национальность есть
проблема историческая, а не социальная,
проблема конкретной культуры, а не отвлеченной общественности.
Проблема национализма и
проблема империализма очень обострены мировой борьбой народов.
В широких кругах русской интеллигенции этими
проблемами мало интересовались и даже считали их несколько «реакционными».
Проблему империализма нельзя ставить на субъективно-моралистическую почву нашего сочувствия или несочувствия империалистической политике.
А с мучительной
проблемой Китая еще предстоит свести счеты.
Проблема, поставленная войной, много глубже.
Только решительное обращение нашего сознания к глубине национального бытия и к широте бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие
проблемы.
Проблема Востока и Запада в сущности всегда была основной темой всемирной истории, ее осью.
Россия может сознать себя и свое призвание в мире лишь в свете
проблемы Востока и Запада.
Преобладание России и Англии должно привести к сближению Востока и Запада и к решению
проблемы Востока и Запада.
Перед социальным и политическим сознанием станет мировая ширь,
проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара,
проблема сближения Востока и Запада, встреч всех типов и культур, объединения человечества через борьбу, взаимодействие и общение всех рас.
Жизненная постановка всех этих
проблем делает политику более космической, менее замкнутой, напоминает о космической шири самого исторического процесса.
Поистине
проблемы, связанные с Индией, Китаем или миром мусульманским, с океанами и материками, более космичны по своей природе, чем замкнутые
проблемы борьбы партий и социальных групп.
Проблема женщины у поляков совсем иначе ставится, чем у французов, — это
проблема страдания, а не наслаждения.
Вот почему бесконечно сложна
проблема отношения христианства к войне.
Но есть другая сторона в моральной и психологической
проблеме жестокости.
Подход к
проблеме войны всегда был отвлеченно-моралистический, отвлеченно-социологический или отвлеченно-религиозный.
Самостоятельной работы мысли над сложной
проблемой войны у нас не происходило.
Преобладание славянского нравственного склада над германским нравственным складом совсем не есть
проблема справедливости.
Трудно было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой
проблеме.
Но
проблема Востока и Запада не есть
проблема отвлеченной справедливости, это —
проблема конкретного бытия.
Для отвлеченных моралистов в оценке исторической борьбы
проблема Востока и Запада просто не существует, она не интересует их.
Лишь на этой почве возможно решение
проблемы Ивана Карамазова о слезинке замученного ребенка.
И лишь углубление мировоззрения может привести человеческую личность, так трагически поставленную перед мировыми
проблемами, к сознанию своего мирового исторического, а не «частного» только призвания.
На Западе
проблема демократии в ее отношении к
проблеме личности давно уже ставится очень сложно.
Проблема «духа и машины» имеет огромное значение для русского сознания, она предстоит перед Россией, как
проблема ее будущего.
Хайдеггер, которого нельзя признать экзистенциальным философом, в своей брошюре, посвященной
проблеме истины, склоняется к онтологическому и объективному пониманию истины.
Ни материализм, ни феноменализм (в разных типах позитивизма), ни экзистенциализм Хайдеггера не могут обосновать самого возникновения
проблемы Истины.
Экзистенциалисты антирелигиозного типа так низко мыслят о человеке, так понимают его исключительно снизу, что остается непонятным самое возникновение
проблемы познания, возгорание света Истины.
Экзистенциалисты выше марксистов, потому что для них все-таки существует
проблема смерти, которая не существует для марксистов.
Основная
проблема есть
проблема Богочеловека и Богочеловечества, а не Бога.
Проблема, стоящая перед человеком, еще сложнее: с механизированной природой не может быть взаимообщения.
На почве такого сознания невозможно разрешение
проблемы отношений человека и общества.
Только новое сознание в христианстве, только понимание его как религии не только личного, но и социального и космического преображения, т. е. усиление в христианском сознании мессианства и пророчества, может привести к разрешению мучительной
проблемы отношений человека и общества.
Проблема отношения человека и общества очень обострилась из-за роли, которую играет социализм в мировой жизни.
Самой мучительной
проблемой в социализме является
проблема свободы.
Как соединить решение
проблемы хлеба для всех людей,
проблемы, от которой зависит сама жизнь людей, со свободой, от которой зависит достоинство людей?
Эта
проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы быть разрешима лишь на почве религиозного социализма.
В сущности
проблема социализма, перед которой стоит современный человек, —
проблема «хлеба» и социальной справедливости — элементарна и относительна.
Глубина
проблемы в том, что дух не может зависеть от природы и общества и определяться ими.
Проблема общества есть
проблема отношения не «я» к «ты», а «я» к «мы», и через отношение к «мы» — отношение к «ты».
Это связано прежде всего с
проблемой времени, со взглядом на настоящее не как цель в себе, а как средство для будущего, для такого будущего, которое никогда не наступает.
Проблема справедливости и свободы ставится совсем не в ее чистоте, она погружена в мутную атмосферу.
Неточные совпадения
—
Проблемы индивидуального бытия наиболее резко выявляются именно в трагические эпохи смены одного класса другим.
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
«Действительно — таинственный народ. Народ, решающий прежде всего
проблему морали. Марксисты глубоко ошибаются… Как просто она решила с этим, Михаилом…»
Нехлюдов не понял, но Марья Павловна объяснила ему, что это знаменитая математическая
проблема определения отношения трех тел: солнца, луны и земля, и что Крыльцов шутя придумал это сравнение с отношением Нехлюдова, Катюши и Симонсона. Крыльцов кивнул головой в знак того, что Марья Павловна верно объяснила его шутку.
— Ну, что
проблема трех тел? — прошептал еще Крыльцов и трудно, тяжело улыбнулся. — Мудреное решение?