Неточные совпадения
Исторические инстинкты и
историческое сознание у русских интеллигентов почти так же слабы, как у женщин, которые почти совершенно лишены возможности стать
на точку зрения
историческую и признать ценности
исторические.
С точки зрения благополучия нынешнего поколения можно согласиться
на постыдный мир, но это невозможно с точки зрения ценности национальности и ее
исторической судьбы.
Русская интеллигенция, освобожденная от провинциализма, выйдет, наконец, в
историческую ширь и туда понесет свою жажду правды
на земле, свою часто неосознанную мечту о мировом спасении и свою волю к новой, лучшей жизни для человечества.
Для того, кто смотрит
на мировую борьбу с точки зрения философии истории, должно быть ясно, что ныне разыгрывается один из актов всемирно-исторической драмы Востока и Запада.
Русский народ должен искупить свою
историческую вину перед народом польским, понять чуждое ему в душе Польши и не считать дурным непохожий
на его собственный духовный склад.
Это — чисто моральная оценка войны, перенесение моральных категорий личной жизни
на историческую жизнь народов.
Для чисто моралистической точки зрения, переносящей
на историческую действительность моральные категории личной жизни, не существует
исторических задач и ценностей жизни
исторической, как самостоятельной сферы.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление
на почве осознания великих
исторических задач, борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш дух, а не
на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Но они не согласны возложить
на себя ответственность за новые перераспределяющие движения, за новую боль
исторического созидания.
Другие смотрят
на войну с сверхличной,
исторической, мировой точки зрения, с точки зрения ценности национальности, государственности,
исторических задач,
исторической судьбы народов и всего человечества.
По-другому, менее последовательно, чем Л. Толстой, но также отвергла
исторический и утверждала «частный» взгляд
на жизнь значительная часть русской интеллигенции в своем традиционном миросозерцании.
У женщин очень слабо развито чувство истории, их очень трудно довести до сознания
исторической задачи и
исторической ценности, их взгляд
на жизнь — безнадежно и безвыходно «частный».
Более углубленный, более религиозный взгляд
на человека ведет к открытию в нем, в его глубине всего
исторического, мирового, всех сверхличных ценностей.
«Частный» же взгляд
на жизнь, для которого все
историческое, мировое, сверхличное — чуждое и инородное, делает рабом, способным лишь
на рабий бунт.
Но жертвы и страдания могут быть оправданы, если видеть ту глубину всякого существа,
на которой судьба национальная,
историческая и мировая есть его собственная судьба.
Тот взгляд
на жизнь, который я называю
историческим лишь в противоположность частному и который, в сущности, религиозный, — ценности ставит выше блага, он принимает жертвы и страдания во имя высшей жизни, во имя мировых целей, во имя человеческого восхождения.
Для
исторического, обращенного к мировым ценностям взгляда
на жизнь остается в силе заповедь Ницше: будьте жестки, тверды.
Прямолинейное применение абсолютных ценностей духовной жизни к относительной
исторической жизни и относительным
историческим задачам основано
на совершенно ложном сознании.
Всякий чуткий человек, не доктринер, понимает, что нынешний
исторический день в России выдвигает в политике
на первый план задачи управления, организации ответственной власти, а не задачи чисто законодательного творчества и реформ.
Жизненный
исторический процесс привел
на Западе к этой сложности, он многое сделал проблематическим.
Идея демократии была осознана и формулирована в такую
историческую эпоху, когда религиозное и философское сознание передовых слоев европейского человечества было выброшено
на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Но
на высоких ступенях
исторического развития вся материальная жизнь роковым образом перестает быть священной.
У Маркса утверждается
исторический релятивизм истины, как орудия борьбы классов,
на почве диалектики, взятой у Гегеля.
Гораздо глубже то, что власть опиралась
на религиозные верования народа, и ее
исторические формы падали, когда эти верования разлагались.
Это отчужденное сознание, опирающееся
на подсознательные инстинкты, могло создавать разнообразные,
исторические авторитарные формы, начиная с теократий и абсолютных монархий до якобинской демократии, тоталитарного коммунизма и фашизма в открытых и прикрытых формах.
Капитализм осужден не только потому, что в нем есть моральное зло эксплуатации, но также и потому, что капиталистическая экономика перестала быть продуктивной, мешает дальнейшему развитию производственных сил и
исторической необходимостью обречена
на смерть.
Они осуждают формы социализма, которые не хотят опереться
на историческую необходимость.
Деление мира
на Восток и Запад имеет всемирно-историческое значение, и с ним более всего связан вопрос достижения всемирного единства человечества.
Неточные совпадения
— Да, но в таком случае, если вы позволите сказать свою мысль… Картина ваша так хороша, что мое замечание не может повредить ей, и потом это мое личное мнение. У вас это другое. Самый мотив другой. Но возьмем хоть Иванова. Я полагаю, что если Христос сведен
на степень
исторического лица, то лучше было бы Иванову и избрать другую
историческую тему, свежую, нетронутую.
Подобная игра природы, впрочем, случается
на разных
исторических картинах, неизвестно в какое время, откуда и кем привезенных к нам в Россию, иной раз даже нашими вельможами, любителями искусства, накупившими их в Италии по совету везших их курьеров.
Клим Иванович Самгин был одет тепло, удобно и настроен мужественно, как и следовало человеку, призванному участвовать в
историческом деле. Осыпанный снегом необыкновенный извозчик в синей шинели с капюшоном, в кожаной финской шапке, краснолицый, усатый, очень похожий
на портрет какого-то
исторического генерала, равнодушно, с акцентом латыша заявил Самгину, что в гостиницах нет свободных комнат.
Самгин окончательно почувствовал себя участником важнейшего
исторического события, — именно участником, а не свидетелем, — после сцены, внезапно разыгравшейся у входа в Дворянскую улицу. Откуда-то сбоку в основную массу толпы влилась небольшая группа, человек сто молодежи, впереди шел остролицый человек со светлой бородкой и скромно одетая женщина, похожая
на учительницу; человек с бородкой вдруг как-то непонятно разогнулся, вырос и взмахнул красным флагом
на коротенькой палке.
По дороге
на фронт около Пскова соскочил с расшатанных рельс товарный поезд, в составе его были три вагона сахара, гречневой крупы и подарков солдатам. Вагонов этих не оказалось среди разбитых, но не сохранилось и среди уцелевших от крушения. Климу Ивановичу Самгину предложили расследовать это чудо, потому что судебное следствие не отвечало
на запросы Союза, который послал эти вагоны одному из полков ко дню столетнего юбилея его
исторической жизни.