Неточные совпадения
Но трудно
было допустить, что действие этих
начал так далеко зайдет.
Очень характерно, что в русской истории не
было рыцарства, этого мужественного
начала.
И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное
начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет
быть подчиненной функцией народной жизни.
Катков
был апологетом и рабом какой-то чуждой государственности, какого-то «отвлеченного
начала».
Загадочная антиномичность России в отношении к национальности связана все с тем же неверным соотношением мужественного и женственного
начала, с неразвитостью и нераскрытостью личности, во Христе рожденной и призванной
быть женихом своей земли, светоносным мужем женственной национальной стихии, а не рабом ее.
Из этого безвыходного круга
есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине мужественного, личного, оформляющего
начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания.
Такое мессианское сознание
было в Германии в
начале XIX века.
Исключительное господство восточной стихии в России всегда
было рабством у женственного природного
начала и кончалось царством хаоса, то реакционного, то революционного.
Духовный голод, неудовлетворенность натуралистической национальной пищей,
есть знак освобождения мужественного
начала личности.
Образ родной земли не
есть только образ матери, это также образ невесты и жены, которую человек оплодотворяет своим логосом, своим мужественным светоносным и оформляющим
началом, и образ дитяти.
Определенно — это
было начало влюбления „девушки“ (с. 230—232)».
Русское возрождение не может
быть возрождением славянофильства, оно
будет концом и старого славянофильства и старого западничества,
началом новой жизни и нового осознания.
Розановское отношение к государственной власти
есть отношение безгосударственного, женственного народа, для которого эта власть
есть всегда
начало вне его и над ним находящееся, инородное ему.
В русской интеллигенции пробудились инстинкты, которые не вмещались в доктрины и
были подавлены доктринами, инстинкты непосредственной любви к родине, и под их жизненным воздействием
начало перерождаться сознание.
Но А. Д. Самарин столкнулся с темным, иррациональным
началом в церковной жизни, в точке скрепления церкви и государства, с влияниями, которые не могут
быть даже названы реакционными, так как для них нет никакого разумного имени.
Хлыстовство, как
начало стихийной оргийности,
есть и в нашей церковной жизни.
В ней
есть вечные мистические реакции против всякой культуры, против личного
начала, против прав и достоинства личности, против всяких ценностей.
Но в хлыстовской стихии, разлитой в разных формах по русской земле,
есть и темное и грязное
начало, которого нельзя просветить.
Романтическое движение на Западе возникло тогда, когда буржуазия
была еще в самом
начале своего жизненного пути, когда ей предстояло еще целое столетие блестящих успехов и могущества в земной жизни.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если
начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем
будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
В нашей истории отсутствовало рыцарское
начало, и это
было неблагоприятно для развития и для выработки личности.
Национализм
есть начало индивидуализации, империализм —
начало универсализации.
И если русский империализм не
будет выражением этого русского народного духа, то он
начнет разлагаться и приведет к распадению России.
Теперь
начали убивать тело, — оболочку человека, но,
быть может, душа, ядро человека, от этого возродится.
Если у немцев
есть своя правда и свои нравственные качества, то русскому
начинает казаться, что воевать против немцев нельзя, нехорошо и неоправданно.
Если бы в мире господствовало исключительно женственное
начало, то истории не
было бы, мир остался бы в «частном» состоянии, в «семейном» кругу.
Наоборот, сильное чувство личности
есть в том мужественном
начале, которое
начало историю и хочет довести ее до конца.
В лучшей части русской интеллигенции
было героическое
начало, но оно
было неверно направлено и исходило из ложного сознания.
Вместе с тем это
есть и порабощение всей относительной исторической жизни извне навязанными абсолютными и отвлеченными
началами.
И потому абсолютное не должно
быть насильственным, внешним и формальным навязыванием относительному трансцендентных
начал и принципов, а может
быть лишь имманентным раскрытием высшей жизни в относительном.
Духовно возрожденный человек и народ по-иному
будут делать политику, чем те, что провозглашают внешние абсолютные принципы и отвлеченные
начала.
Такое выдвигание личного, качественного, духовно-творческого
начала, как основоположного в общественной жизни, всего менее
есть индивидуализм.
Для этого в человеке должно
быть высшее
начало, возвышающее его над данностью мира.
Это должно
было бы заставить Сартра признать идеальное, духовное
начало в человеке.
В человеке
есть активное, творческое
начало, с которым связано познание.
В века новой истории, которая уже перестала
быть новой и стала очень старой, все сферы культуры и общественной жизни
начали жить и развиваться лишь по собственному закону, не подчиняясь никакому духовному центру.
Только через духовное
начало, которое
есть связь человека с Богом, человек делается независимым и от природной необходимости и от власти техники.
Подчинение социализма религиозным
началам и целям
есть освобождение от ложной религии социализма, от ложной объективации общества.
Август
был Pontifex-Maximus, и он соединял в себе два
начала,
начала духа и кесаря.
Делом творцов культуры должно
быть не унизительное приспособление к массовому социальному движению, а облагораживание этого движения, внесение в него аристократического
начала качества.
Духовное
начало в человеке
есть истинная свобода, а отрицание духа, додуманное до конца, — неизбежно
есть отрицание свободы.
Свобода
есть духовное
начало в человеке.
Коммюнотарность
есть духовное
начало людей, общность и братство в отношениях людей, и она совсем не означает какой-то реальности, стоящей над людьми и ими командующей.
Это в сущности
есть отрицание свободы, которая всегда связана с существованием духовного
начала, не детерминированного ни природой, ни обществом.
До социалистической или коммунистической революции
есть лишь введение в историю, после нее только —
начало настоящей истории.
Но для мистики благодать
есть обнаружение из глубины, из первооснов божественного
начала в человеке.