Неточные совпадения
Сознание нашей интеллигенции не было обращено к исторически-конкретному и не имеет органа для суждений и оценок в этой области.
И это объясняется прежде всего тем, что традиционное сознание интеллигенции никогда не было обращено к исторически-конкретному, всегда жило отвлеченными категориями и оценками.
Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к
конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм нашего мышления и оценок.
Сознание нашей интеллигенции не хотело знать истории, как
конкретной метафизической реальности и ценности.
Задачи исторические, всегда
конкретные и сложные, мы любили решать отвлеченно-социологически, отвлеченно-морально или отвлеченно-религиозно, т. е. упрощать их, сводить к категориям, взятым из других областей.
Мы должны раскрыть свою душу и свое сознание для
конкретной и многообразной исторической действительности, обладающей своими специфическими ценностями.
Но мировые события требуют погружения в
конкретное, повышения энергии мысли, совершающей новую работу над всяким новым явлением жизни.
Русское мышление всегда было слишком монистично, слишком поглощено единым и враждебно множественности, закрыто для
конкретного многообразия.
Либеральный империализм являет у нас опыт положительного, созидательного сознания, и в нем есть обращение к исторически-конкретному.
За последние пятнадцать лет у нас было высказано много творческих идей и идей не только отвлеченных, но жизненных,
конкретных.
В отвлеченном, от всякой
конкретной множественности освобожденном гуманизме нет духа бытия, есть пустота.
Само человечество есть
конкретная индивидуальность высшей иерархической степени, соборная личность, а не абстракция, не механическая сумма.
Национальность есть проблема историческая, а не социальная, проблема
конкретной культуры, а не отвлеченной общественности.
Космополитизм не оправдывает своего наименования, в нем нет ничего космического, ибо и космос, мир, есть
конкретная индивидуальность, одна из иерархических ступеней.
Кто не любит своего народа и кому не мил
конкретный образ его, тот не может любить и человечество, тому не мил и
конкретный образ человечества.
Нивелирующий европеизм, международная цивилизация — чистейшая абстракция, в которой не заключено ни единой капли
конкретного бытия.
И мы должны творить
конкретную русскую жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории.
Вся жизнь наша должна быть ориентирована на
конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества.
Какие
конкретные задачи ставит перед Россией мировая война?
Мы привыкли оперировать исключительно категориями моральными или социологическими, не
конкретными, а отвлеченными.
А это значит, что мировая война вплотную ставит перед Россией и перед Европой вековечную тему о Востоке и Западе в новой
конкретной форме.
Но проблема Востока и Запада не есть проблема отвлеченной справедливости, это — проблема
конкретного бытия.
Для этого частнообщественного миросозерцания интеллигенции не существовало, например, самостоятельной ценности национальности или
конкретного типа культуры.
Поистине всякий человек есть
конкретный человек, человек исторический, национальный, принадлежащий к тому или иному типу культуры, а не отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья.
Все историческое и мировое в человеке принимает форму глубоко индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к национальному типу культуры, к
конкретным историческим задачам.
Но политика их есть сплошное применение абсолютного к относительному, абсолютизация относительных и материальных вещей этого мира, пользование отвлеченными категориями для
конкретной действительности.
Германские социал-демократы давно уже делают реальную,
конкретную и относительную политику, хотя раньше и они были абсолютистами.
Доктринерская, отвлеченная политика всегда бездарна — в ней нет интуиции
конкретной жизни, нет исторического инстинкта и исторической прозорливости, нет чуткости, гибкости и пластичности.
Отвращение от
конкретной сложности общественно-политических задач бывает у нас часто результатом моноидеизма, когда человек целиком захвачен одной какой-нибудь идеей, моральной или религиозной или социальной, но непременно в смысле спасения человечества одним каким-нибудь способом, одним путем.
Но политике всегда приходится иметь дело с данным,
конкретным состоянием целого мира, с низким уровнем человеческой массы, с невозрожденными душами, с сопротивлением необходимости.
Но прямолинейное ее перенесение в относительность природно-исторического процесса превращает духовную жизнь в отвлеченные принципы и доктрины, лишенные
конкретной жизненности.
Это совершенно
конкретная задача, она не диктуется никакими отвлеченными принципами политики.
Если мы говорим в противоположность пантеистическому монизму, что Бог есть личность, то понимать это нужно совсем не в ограниченном и природно-человеческом смысле
конкретного образа, с которым возможно для нас личное общение.
Встреча и общение с Богом возможно не как общение с Абсолютным, для которого не может быть другого, не может быть отношения, не с Богом апофатической теологии, а с
конкретным личным Богом, имеющим отношение к другому.
Это будет отвлеченная справедливость, не имеющая отношения к
конкретным людям.
Маркс хотел ввести
конкретного человека в философское миросозерцание и думал, что он это делает, утверждая материализм, хотя материализм есть абстрактная, наименее
конкретная из философий.
Существует разительное противоречие между материализмом и логическим реализмом понятий, признающим подлинность реальности общего, например, класс реальнее
конкретного человека, идея пролетариата важнее самого пролетариата.
Интернационализм есть отвлеченная бедность, есть не
конкретное единство человечества, заключающее в себе все ступени национальных индивидуальностей, а абстрактное единство, отрицающее национальные индивидуальности.
Национализму нужно противопоставить универсализм, который совсем не отрицает национальных индивидуализаций, а объемлет их в
конкретном единстве.